Идея вступления РФ в НАТО — угроза всех основ внешней политики России

9 сентября 2010 года, выступая на международной конференции в Ярославле, председатель правления Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс выступил за создание союза России и НАТО с целью последующей интеграции РФ в Североатлантический альянс. «Логика строительства особых отношений между Россией и НАТО, в конечном счете, ориентируется на стратегическое партнерство и с нашей точки зрения, по крайней мере, Института современного развития, который я представляю, в долгосрочной перспективе на союз России и НАТО и даже интеграцию России в обновленный НАТО», — обозначил он свою позицию на форуме. Заявление Юргенса последовало вскоре после того, как 3 сентября 2010 года стало известно, что ИНСОР, председателем попечительского совета которого является президент России Дмитрий Медведев, передал в Кремль доклад «Перспективы развития отношений России с НАТО». Среди основных сценариев, предложенных его авторами, значатся полная интеграция РФ в состав альянса, «союз с союзом» и создание общего координационного органа.

С информационно-пропагандистской точки зрения заявление Юргенса вместе с докладом курируемого им института стали политическим действием, направленным на лоббирование идеи «глубокого» сближения со странами Евро-Атлантики. Опираясь на них, часть отечественного экспертного сообщества (в том числе, авторы документа ИНСОРа) обозначила готовность к смене императивов РФ на мировой арене. До 2010 года Североатлантический альянс рассматривался Кремлем и большей частью политической и научной элиты страны в качестве «нежеланного» партнера. Необходимость развития диалога с блоком, прерванного в 2008 г., хотя и не подвергалась сомнению, но при этом не воспринималась как средство укрепления позиций России во внешней среде. Такая точка зрения была заложена во всех программных документах администрации Медведева по внешней политике. Речь, прежде всего, идет о Концепции внешней политики РФ от 12 июля 2008 года и о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, принятой 12 мая 2009 года. Теперь же специалисты Института современного развития выдвинули идею достижения чуть ли не «особых» отношений с альянсом, которые позиционируются ими как залог роста международного потенциала России.

В практическом смысле инициатива ИНСОР не имеет какой-то одной жесткой интерпретации, позволяющей причислить её к откровенно прозападной и идущей вразрез с официальным курсом Кремля. Скорее, речь идет о нескольких сюжетных линиях, каждая из которых имеет своих «реципиентов».

Во-первых, доклад о способах интеграции России в НАТО можно рассматривать, как попытку «либерального пула» в окружении Медведева расширить своё влияние на внешнюю политику страны. «Утечка» о факте «передачи доклада в Кремль» появилась на ресурсе Газета.Ru, близкому к окружению пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой. При этом официальный сайт ИНСОРа данному событию внимания не уделил. Тимакова же является одним из неформальных лидеров «либералов» в Администрации президента (АП). Более чем вероятно, что обнародование информации о докладе было осуществлено с её ведома. Тем самым «либеральная группа» (к которой относятся и руководители Института современного развития Игорь Юргенс и Евгений Гонтмахер) в очередной раз постаралась заявить о своём намерении укрепить позиции в механизме подготовке внешнеполитических решений. Ставка на НАТО в этом контексте выглядит более чем оправданной. Войдя в открытое противоречие с официальной линией поведения Москвы на мировой арене, либералы дали понять, что они обладают своим особым мнением по международной проблематике и готовы самостоятельно формировать повестку дня внешней политики страны.

Во-вторых, актуализацию темы вступления РФ в НАТО можно трактовать и как способ стимулирования «команды Медведева» по реализации курса на сближение с Западом. Информация о докладе появилась 3 сентября, то есть всего за несколько дней до выступления президента России на Ярославском форуме (состоялось 10 сентября). В своей речи на этой конференции глава государства подтвердил ставку российского руководства на развитие доверительных контактов с государствами Евро-Атлантики. Нельзя исключать, что доклад ИНСОРа был направлен на создание благоприятного информационного фона для последующей активности Медведева, демонстрирующего благожелательный настрой Кремля к государствам Североатлантического альянса, большая часть которых позиционируется как «модернизационные партнеры» РФ. В этом контексте далеко не случайно заявление Юргенса, который отметил, что «при написании доклада мы исходили из ощущения, что президент готов на большее в сближении с Западом». То есть доклад в некотором роде «угадывает» настроения главы государства, ориентируясь на логическое развитие его внешнеполитических приоритетов.

Наконец, в-третьих, действия руководства ИНСОРа — это и важный шаг либеральной части экспертного сообщества РФ в их стремлении вести свою политическую игру. Тема сближения России и НАТО поднимается в выступлениях и публикациях представителей этой группы достаточно регулярно. И у Института современного развития нет здесь ощутимых преференций. Например, в октябре 2009 года идею развития партнерства между Москвой и Североатлантическим альянсом поднял в своей статье, опубликованной в американском журнале Current History, директор московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. Доклад ИНСОРа является хотя и достаточно резонансным, но в то же время лишь тактическим звеном в этой информационно-политической цепи. Его появление и передача для ознакомления президенту дает либеральному сообществу возможность продемонстрировать свою коллективную силу. Кроме этого доклад обозначает наличие у либеральной части экспертов прямых каналов связи с Кремлем, на основе которых они могут воплощать в жизнь свои внешнеполитические инициативы.

Актуализация темы вступления РФ в Североатлантический альянс создает предпосылки для доктринального конфликта в российской внешней политике. Предложения ИНСОРа демонстративно противоречат не только внешнеполитической, но и оборонной доктрине РФ, в которой расширение альянса рассматривается как одна из потенциальных угроз национальной безопасности. В случае начала их предметного рассмотрения на официальном уровне, Кремль фактически признает факт распада четкого концептуального видения своей внешней политики на несколько не связанных между собой частей. Инициатива Института современного развития равносильна гипотетическим попыткам левого крыла Демократической партии США отказаться от конфронтации с СССР в разгар «Холодной войны» в 1950-х годах (которых, к слову, никогда не было). То есть инициатива института противоречит текущей логике поведения России на мировой арене. Далеко не случайно, что на него достаточно сдержанно отреагировал постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. Постпред отметил, что не видит смысла в присоединении России к Североатлантическому блоку и считает, что стране необходимо сохранять свою национальную идентичность.