Цветение водоемов можно уменьшить, запретив применение фосфатных моющих средств. Вы тоже, несмотря на жару, не могли искупаться в Днепре (Днестре, Буге и тому подобное)? Из-за того, что вода стала совсем зелено-тошнотворного цвета, а главное, превратилась в некий кисель из водорослей?
Сочувствую. Но как ни парадоксально это звучит, ученые считают, что на самом деле катастрофической ситуации не было и нет. То есть по сравнению с цветением 1960-х, когда этот кисель в днепровских водохранилищах был гуще в 5-17 раз!
«Проблема действительно есть, — говорит директор Института гидробиологии НАНУ Сергей Афанасьев, — но ее несколько преувеличено в СМИ за слабую осведомленность».
Усмирения природы имеет свою цену
Ученые института изучают этот вопрос уже более полувека. Среди главных причины цветения — затопления в 1960-х годах значительных площадей плодородных сельскохозяйственных земель. Это повлекло попадание в воду огромного количества веществ, которые являются пищей для сине-зеленых водорослей. В те времена из каждого кубометра воды можно было вицідити примерно три килограмма синей зелени.
Среди других причин позеленения наших рек — маловодие, изменение климата (повышение температуры летом) и, наконец, поступления в реки в последние годы значительного количества фосфатов. Имеет значение и скорость течения. Если она хотя бы на уровне 20 сантиметров за секунду, это предотвращает цветению. Для справки: с закрытыми шлюзами скорость течения ниже Киевского водохранилища — от одного метра за секунду, а в период сброса воды с ГЭС — более 30 см/сек. Поэтому гидрологический режим реки, регулирования работы Гэс с экологической точки зрения очень важны и эффективны. Можно точечными, незначительными управленческими решениями достичь значительного положительного эффекта. В институте разработаны гидрологические модели, которые позволяют рассчитать объем и время попусков на ГЭС для оптимизации скоростного режима водохранилищ, предотвратить задухам и немного уменьшить цветение. Но это не всегда совпадает с интересами энергетиков, через что модели не внедряют в практику.
Съесть не удалось
Еще в 1964 году Президиум АН УССР создала специальную комиссию, которая координировала научно-исследовательскую работу по изучению этого явления и разработке мер минимизации его негативных последствий. Главным исполнителем работы был именно Институт гидробиологии. В 1960-1970-е годы здесь разработали технические и механические средства удаления сине-зеленых, их концентрирования, высушивания и получения из них растительного белка, хлорофило-каротиновой пасты и других ценных продуктов. Было выявлено, что в пятнах цветения образуются этанол, бутанол, ацетон, и разработаны методы их получения с водоростевой биомассы.
При этом ученые откровенно сказали, что промышленное сбора и переработки сине-зеленых экономически не рентабельны даже в пики цветения.
Не послушали. Государственных планов развития промышленности СССР включили задачи на получение из сине-зеленых водорослей Кременчугского водохранилища миллиона тонн пищевого белка. В Адамовке (Черкасская область) начали строить завод по переработке водорослей, а в одном из проектных институтов поручили проектирование кораблей-сборщиков.
Ученые привели новые доказательства своей правоты. В частности показали, что клетки сине-зеленых водорослей более чем на 90% состоят из воды, а доля органических веществ составляет менее 10% сырой массы. Содержание белков — вообще 2-3%. Кроме того, сине-зеленые не поддаются отделению от воды центрифугированием и плохо фильтруются, а процессы их разложения начинаются уже через несколько часов после сгущения, что резко снижает выход полезной продукции. В конце концов планы получения пищевого растительного белка или других питательных веществ из биомассы сине-зеленых водорослей днепровских водохранилищ отменили.
Длинный список виновников
Для определения современных причин цветения и способов его преодолеть в августе этого года собиралась межведомственное совещание в Госводагентство. Так, представители Госрыбагентства и Украинского гидрометеорологического института отметили, что помимо антропогенного загрязнения фосфатами в бассейне Днепра, наблюдается еще и значительное естественное (болотные природные системы). Но насколько значительное — неизвестно, нужны дополнительные исследования.
На совещании отмечали, что фосфаты попадают в водоемы не только с очистных станций населенных пунктов. По всей протяженности берегов они стекают и из водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Как уже неоднократно писали, здесь незаконно строят домики с выгребными ямами, свалками, курниками и другими источниками загрязнения рек. Не забыли и о непроизвольном последние годы применение удобрений на полях и в садах.
Долги перед Европой
Первый заместитель председателя Госводагентства Михаил Хорев подчеркивает, что Украина имеет серьезные международные обязательства относительно уменьшения сбросов фосфатов в природные водоемы. Речь идет о Регламенте ЕС в отношении фосфатов, который вступил в силу с 2012 года. Кое-что уже сделано. Действующий в Украине Технический регламент моющих средств в части ограничения содержания фосфатов и других соединений фосфора в моющих средствах соответствует Регламенту ЕС. Кроме того, Законом Украины «О технических регламентах и оценку соответствия» предусмотрено обязательное соответствие вводимой в обращение продукции требованиям всех действующих технических регламентов. Но до полного выполнения данных Европе обещаний еще далеко. Проще всего достичь указанных в регламенте показателей, полностью запретив использование фосфатов в моющих средствах. Это будет гораздо дешевле, чем реконструкция всех очистных сооружений в каждом населенном пункте с более чем 10 тысячами жителей. Именно таким путем требования регламента выполняют большинство стран Европы. Ввести такое ограничение можно даже не законом, а постановлением Кабинета Министров, что намного быстрее и реалистичнее.
Но самое важное, что таким запретом мы поможем самим себе. Улучшим качество воды в наших реках, что в свою очередь улучшит качество питьевой воды, снова откроет нам пляже, радость общения с природой. Поэтому слово за Госводагентство, которое должно подготовить проект соответствующего постановления, а далее — за Кабинетом Министров, который должен ее принять.