Минск готов нормализовать политико-экономические связи с Кремлем

Москва-Минск4 июня 2010 года министр экономики Белоруссии Николай Снопков заявил о том, что Белоруссия намерена ратифицировать Таможенный кодекс и присоединиться к Таможенному союзу с Россией и Казахстаном с 1 июля 2010 года. Заявление Снопкова стало логическим продолжением высказывания президента республики Александра Лукашенко от 1 июня. Тогда белорусский лидер пообещал не увязывать вопрос отмены экспортных пошлин РФ на нефть для Белоруссии с процессом объединения таможенных территорий, дав тем самым официальную санкцию на вступление своей страны в Таможенный союз.

Решение белорусского руководства вступить в Таможенный союз стало демонстрацией готовности Минска к нормализации политико-экономических связей с Кремлем. Так, 27 мая, выступая перед студентами и преподавателями вузов Могилевской области, президент Белоруссии заявил о готовности его страны продать российским игрокам контрольные пакеты акций ОАО «Белтрансгаз» и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» в обмен на газ и нефть по внутрироссийским ценам. При этом в настоящее время ОАО «Газпром» уже контролирует 50% «Белтрансгаза». Сделка с государственным комитетом по имуществу Белоруссии от 18 мая 2007 года стоила российскому энергетическому концерну 2,5 млрд. долл.

Главным побудительным мотивом для демонстративного разворота Белоруссии в сторону России стал рост давления на Лукашенко со стороны оппозиции. Белорусские оппозиционные силы намерены принять активное участие в выборах президента страны, которые пройдут в начале февраля 2011 года. О намерении участвовать в выборах уже заявили бывший кандидат в президенты Александр Милинкевич, лидер «Европейской коалиции» Николай Статкевич, политик Алесь Михалевич, зампредседателя партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) 53-летний Рыгор Кастусев, а также лидер Объединенной гражданской партии (ОГП) Ярослав Романчук. Формально их совокупный потенциал пока слабее «политического веса» Лукашенко. Однако нельзя исключать, что в случае тотальной мобилизации своего профильного электората при одновременной поддержке со стороны зарубежных некоммерческих организаций и СМИ, оппозиция сможет реально побороться за власть. Такой сценарий особенно вероятен, если она выдвинет единого кандидата, как было в ходе предвыборной кампании 2006 года (тогда им выступил Александр Милинкевич).

Тем не менее, РФ особого энтузиазма в отношении инициатив Белоруссии пока не проявляет. В Москве сигналы Минска об односторонней готовности к «разрядке» были встречены скептически. В частности, 28 мая заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин заявил о том, что не видит экономического смысла в покупке Россией контрольного пакета «Белтрансгаза» и Мозырского НПЗ. При этом Сечин подчеркнул, что никаких конкретных предложений от Белоруссии по данному вопросу не поступало. Позже представитель «Газпрома» Сергей Куприянов добавил, что монополия готова будет обсуждать дальнейшее сотрудничество с Белоруссией только после погашения задолженности в размере 200 млн. долл. за поставки газа. Тем самым Москва дала четко понять, что инициатива Минска пока является не более чем беспредметным пиар-ходом, который к тому же может оказаться довольно запоздалым.

Полезная информация для гостей из Белоруси (и не только): если Вы решили погостить в Москве и поселиться в одном из живописных уголков столицы, то лучшим выбором будут отели у метро Александровский сад (New Arbat Apartment, Отель Марко Поло, Old Arbat Deluxe и другие). Именно здесь сосредоточено множество культурно-исторических памятников, включая Кремль и Красную площадь. Здесь же находятся наиболее крупные торговые и деловые центры. Именно в этой части города кипит и бурлит коммерческая, культурная и политическая жизнь. 

Сдержанная реакция России на жесты лояльности белорусского руководства объясняется недоверием к Лукашенко и его ближайшему окружению. Минск с 2008 года последовательно вел игру на два фронта, пытаясь балансировать между РФ и ЕС. При этом каждый шаг на встречу одному из субъектов тут же компенсировался аналогичным знаком внимания к другому. В 2009 году подобная «политика с двойным дном» вызвала не только демонстративное раздражение Москвы, но и откровенное сворачивание партнерских связей с Минском. Они были «заморожены» практически по всем прикладным направлениям, за исключением военного. В настоящее время возвращаться к полноценному сотрудничеству Кремль не спешит. Во-первых, потому что нет полной уверенности в том, что Лукашенко вновь не совершит очередной «кульбит» и не пойдет на синхронное сближение с Брюсселем. А, во-вторых, в силу того, что на западном направлении у России появился достаточно статусный и куда более предметный контрагент в лице Украины. Развитие связей с ним является главным политико-экономическим приоритетом Москвы в рамках своего «ближнего круга».