Дипломатия Путина — теория и практика

Конец мая 2012 года пройдет в условиях повышенной динамики работы президентской дипломатии РФ. Президент страны Владимир Путин совершит первый международный визит. В качестве принимающего государства выбрана Белоруссия. Российский лидер посетит Минск 31 мая. Пресс-служба Кремля обнародовала данную информацию 16 мая, в близких к власти СМИ она появилась ещё раньше — уже 14 мая. Центральным событием поездки станут переговоры Путина с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. На них планируется обсудить перспективы двустороннего сотрудничества в оборонной, энергетической и торговой сфере. Отдельной темой консультаций станет вопрос о развитии интеграционных связей в формате Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Читателю на заметку: современный человек не может себе представить жизнь без использования дома, в офисе, на отдыхе и т.д. бытовой техники. Она очень прочно вошла в нашу жизнь. Не даром говорят, что к хорошему быстро привыкаешь! Наверное поэтому магазины, предлагающие бытовую технику имеют постоянный поток покупателей. Интернет-магазин btvdom.ru станет для Вас хорошим помощником в обеспечении современной и надежной бытовой техникой от лучших мировых производителей.

Первый визит Путина дает отчетливый ответ на вопрос о векторе внешней политики его третьего президентства — абсолютным приоритетом для Кремля в этот период станет постсоветское направление. На первостепенное положение «ближнего круга» в системе международных координат главы государства намекали его программные статьи, выходившие в период предвыборной кампании. Среди них, в частности, можно отметить статью «Новый интеграционный проект для Евразии», появившуюся ещё в октябре 2011 года, и статью «Россия и меняющийся мир», датированную февралем 2012 года. В данных публикациях указывалось, что в случае своего избрания Путин сделает основной акцент на выстраивании диалога с бывшими советскими республиками. Причем главными партнерами РФ будут выступать члены ЕЭП. Теперь эти теоретические установки реализуются на практике.

Преференциальный выбор в пользу постсоветского пространства связан с тем, что за счет тесных связей с входящими в него субъектами РФ рассчитывает повысить свой вес на международной арене. Курс Москвы в рамках своего «ближнего круга» вызывает прямые ассоциации с политикой, проводившейся Парижем в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1960-1980 годы. Активизируя интеграционные процессы в рамках «Общего рынка», Франция старалась замыкать политический вес участников проекта (включая ФРГ) на себя. Она как бы «поглощала» их голоса при решении глобальных проблем. В результате во внешней среде республика действовала с опорой на большинство членов тогдашней «единой Европы» (из этого списка выпадали лишь ближайшие союзники США). Аналогичный подход Россия стремится реализовать в настоящее время. Не случайно, что основное внимание она уделяет ТС и ЕЭП. Они должны стать аналогом ЕЭС на территории бывшего Советского Союза.

Обращение Кремля к «ближнему кругу» не в последнюю очередь стимулируется и обострившейся в регионе борьбой за сферы влияния. Несмотря на относительное глубокое «погружение» руководства РФ в постсоветские дела в 2008-2012 годах, это не помогло предотвратить рост активности на треке его прямых конкурентов. Ведущими среди них являются США и Китай. Но нельзя забывать и о Великобритании, Турции, ФРГ и Франции. Причем, наибольшие опасения вызывают действия Вашингтона, Пекина, Лондона и Анкары. Например, Британия проводит традиционную для себя политику мягкого «охвата» местных элит, делая основную ставку на Центральную Азию. Ее действия выражаются в наращивании GR-связей (с привлечением бывших высокопоставленных деятелей королевства), выстраивании лоббистских структур и сетей влияния, поддержке общественных и некоммерческих объединений, экспорте военного и гуманитарного образования. В свою очередь Турция, выстраивая коммуникации в политической и оборонной плоскости, активно прибегает к фактору этнического родства с Азербайджаном и рядом государств Центральной Азии. В таких условиях РФ рискует потерять свои исторические контакты с большинством постсоветских субъектов и быть полностью вытесненной с территории бывшего СССР.

Ставка на Минск продиктована желанием Москвы обыграть конъюнктурные колебания двустороннего взаимодействия. С 2011 года российско-белорусский диалог последовательно преодолевал наметившийся в 2010 году острый политический кризис, во многом из-за серьезных экономических осложнений в Белоруссии и принятия командой Лукашенко российской формулы экономического сотрудничества. В настоящее время благоприятная для Кремля тенденция на белорусском треке сохраняется. Для того чтобы придать ей дополнительный статусный импульс, Путин и посетит Минск раньше Астаны. Стабильность российско-казахских отношений экстренного внимания с использованием механизма президентской дипломатии просто не требует.

Относительная отсроченность поездки Путина связана с издержками политического процесса в РФ. В принципе, президент мог посетить Минск несколько раньше, так как необходимое время для этого есть. С 21 мая в графике главы государства крупные внешнеполитические мероприятия отсутствуют. Тем не менее, визит состоится только 31 мая, во многом из-за того, что в Москве продолжаются несанкционированные акции объединенной оппозиции. Пока они перешли в латентную стадию, выражающуюся в действиях небольшой группы активистов, применяющих тактику движения «Оккупируй Уолл-Стрит». Но нельзя исключать, что в любой момент оппозиционные силы (в числе лидеров которых — депутаты Госдумы) перейдут к куда более массовым и решительным действиям.

На этом фоне механизм президентской дипломатии находится в ожидании перемен. Новых перестановок на Старой площади после назначения Владимира Чернова главой Управления президента по межрегиональным и культурным связям пока нет. Не исключено, что смена главных лиц состоится во второй половине мая, в ходе подготовки визита Путина в Белоруссию. Причем данный процесс может совпасть с оглашением нового состава правительства. Весьма вероятно, что часть прежних игроков из политико-дипломатического пула Дмитрия Медведева перейдет за ним на Краснопресненскую набережную. В свою очередь, члены бывшей премьерской команды Путина, включая дипломатический пул, усилят внешнеполитическое крыло Администрации президента.