Интеграционные проекты РФ — ставка на создание единого экономического пространства

5 июля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в заседаниях Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего органа Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Оба саммита прошли в Астане. По итогам серии многосторонних и двусторонних переговоров был подписан пакет документов, в том числе заявление президентов России, Казахстана и Белоруссии о вступлении в силу Кодекса Таможенного союза для трёх стран с 6 июля 2010 года.

Заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Таможенного союза показали, что интеграционные проекты РФ нацелены на создание единого экономического пространства. Говоря о развитии многосторонних экономических связей, Москва в первую очередь подразумевает, что они будут строиться в рамках общего торгово-экономического поля. Об этом говорит тот факт, что в числе решений, принятых по итогам сдвоенного саммита фигурирует документ «О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и РФ». Содержательно этот документ обобщает усилия трёх субъектов в области создания Таможенного союза. Однако по своей форме он закладывает основы для проведения многосторонней экономической политики на постсоветском пространстве. То есть его можно рассматривать как квинтэссенцию внешнеэкономического курса России в пределах своего «ближнего круга».

ЕврАзЭС и развивающийся в его рамках Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии должны стать главными институтами, консолидирующими бывшие советские республики. Рост субъектного потенциала обеих организаций говорит о том, что они всё более явно заявляют о себе как о действенной альтернативе СНГ. Причем если ЕврАзЭС выступает в качестве статусной альтернативы, переводящей многосторонние отношения постсоветских государств в экономическое русло, то Таможенный союз является уже инструментом «конкретного сотрудничества». Об этом говорит тот факт, что, несмотря на формально «теневое» значение заседания Высшего органа Таможенного союза его работа находилась в центре повестки дня обоих мероприятий в Астане. И именно на саммите ЕврАзЭС президенты Киргизии и Таджикистана заявили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.

Особым звеном интеграционных проектов РФ на постсоветском пространстве являются отношения с Казахстаном. Это продемонстрировала встреча Медведева с казахским президентом Нурсултаном Назарбаевым. С формально-протокольной точки зрения подобное преференциальное внимание можно объяснить тем фактом, что Казахстан выступал в качестве страны, принимавшей заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего органа Таможенного союза. Однако следует учитывать, что кроме казахского лидера глава российского государства встретился в Астане только с новым президентом Киргизии Розой Отунбаевой, да и то по «чрезвычайному» поводу – в центре внимания лидеров оказалась конфликтная ситуация на киргизской территории. С остальными участниками интеграционных саммитов аналогичных встреч «на полях» зафиксировано не было. Тем самым Кремль в очередной раз дал понять, что именно Астана является его главным партнером на постсоветском пространстве. Отношения с ней развиваются как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.

Главным доводом в пользу российско-казахского доверительного диалога выступает его подчеркнутая предметность. Выстраивая конструктивные отношения в политической и экономической сфере, Москва и Астана ориентируются на их практическое наполнение. Это наглядно подтвердила встреча 5 июля. По её итогам был подписан целый ряд двусторонних документов. В их числе: Совместное заявление госкорпорации по атомной энергии «Росатом» и АО «Национальная атомная компания «Казатомпром», Меморандум об интеграции и сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, Кредитное соглашение с целью финансирования строительства третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2. Все три документа касаются наращивания двусторонних связей в энергетической сфере. Особо важную роль играет соглашение по Экибастузской ГРЭС-2, находящейся в совместном российско-казахском пользовании. Оно определяет финансовую составляющую создания нового энергетического блока этого проекта.