Путин тестирует контакты со странами Центральной Азии

В начале лета 2012 года механизм президентской дипломатии принял участие в развитии отношений с государствами «ближнего круга». 4 июня президент РФ Владимир Путин посетил с официальным визитом Узбекистан. Поездка состоялась перед посещением российским лидером КНР. Её центральным эпизодом стали переговоры с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. На них обсуждалось текущее состояние и перспективы развития двусторонних отношений в политической и торгово-экономической плоскостях. А 7 июня, по возвращении из КНР, Путин совершил официальный визит в Казахстан. Здесь также основным событием стали консультации с президентом республики Нурсултаном Назарбаевым. На них обсуждалось содержание российско-казахского политико-экономического взаимодействия.

Читателю на заметку: сайт infomanagement.ru — информационный ресурс для тех, кто интересуется маркетингом, менеджментом и управлением. На сайте множество полезной информации: о формах маркетинга; основах менеджмента, бизнес-планирования и т.д. На страницах сайта можно найти книги, статьи, лекции, рефераты, которые помогают раскрыть секреты и тонкости маркетинга и менеджмента.

В статусном отношении вояж Путина в государства Центральной Азии стал демонстрацией их высокой значимости для внешней политики РФ. Обе поездки проходили в формате официальных визитов. Причем, несмотря на краткосрочность, российский президент смог обстоятельно пообщаться с высшим руководством обеих республик; переговоры проходили в подчеркнуто конструктивном ключе. Учитывая тот факт, что помимо Узбекистана и Казахстана из постсоветских стран, Путин пока посетил только Белоруссию (также с официальным визитом), у Каримова и Назарбаева должно было сложиться верное впечатление, что именно их страны входят в «большую тройку» контрагентов РФ в рамках её «ближнего круга». Такой преференциальный статус открывает широкие возможности для развития прикладных сегментов отношений.

В содержательном плане поездки президента РФ стали способом тестирования контактов с ведущими субъектами постсоветского направления. Российскому лидеру было важно проверить состояние персональных связей с узбекским и казахским руководством. Несмотря на то, что в период 2008-2012 годов они не прерывались, тем не менее, сейчас Путин ведет дела в куда более высоком статусе. А это оказывает прямое воздействие на содержание диалога. Кроме того, тестирование имело и предметный подтекст. Так, в случае с Узбекистаном речь шла об оценке перспектив его присоединения к Единому экономическому пространству (ЕЭП). Кроме того, Москве было важно понять общую заинтересованность Ташкента в развитии интеграционных проектов на территории бывшего СССР. Не случайно, что по итогам переговоров был принят Меморандум о взаимопонимании. Он формально подразумевает, что до конца 2012 года Узбекистан может завершить переговоры и присоединиться к Договору о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года. В случае с Казахстаном речь шла об анализе возможностей для перспективного наращивания торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕЭП.

Интерес Москвы к Ташкенту и Астане строится вокруг интеграционной тематики. Свои основные усилия в рамках «ближнего круга» администрация Путина намерена сосредоточить на развитии проекта ЕЭП на основе Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии. Уже в 2013 году он должен начать движение в сторону Евразийского союза. В случае адекватной реализации этот амбициозный проект обещает стать реальной альтернативой Европейскому союзу на постсоветском пространстве. Узбекистан, как одно из крупнейших государств Центральной Азии, рассматривается руководством РФ в качестве потенциального претендента на членство в ЕЭП и Евразийском союзе. Его присоединение к проекту способно заметно расширить субъектный потенциал ЕЭП. Казахстан уже участвует в евразийской инициативе. Более того, проект ЕЭП в некотором смысле развивает политико-экономические предложения Назарбаева, сформулированные ещё в 1990-е годы. Но стабильное развитие связей с Астаной, как на двустороннем, так и многостороннем уровне, подразумевает постоянное поддержание прямых контактов, в том числе с участием первых лиц.