Шпионаж мешает торговли

Шпионаж мешает торговлиШпионский скандал начал влиять на экономические отношения между странами. Выступая перед парламентом Германии, канцлер Ангела Меркель посоветовала Вашингтону дать «объяснение» массовой слежке в порядке «основы для построения нового трансатлантического доверия». Меркель заявила, что шпионский скандал мешает переговорам по заключению торгового пакта ЕС — США. На сегодня самым жестким высказыванием канцлера по поводу этого скандала было: «Сейчас отношения с США и переговоры о трансатлантическом соглашении о свободной торговле, без сомнения, подвергаются испытаниям в связи с обвинениями в адрес США по поводу собирания миллионов битов данных».

Разоблачения Эдварда Сноудена, бывшего подрядчика Агентства национальной безопасности США (АНБ), вызвали возмущение в Германии. Стало известно, что добрый десяток лет прослушивался телефон самой Меркель. Выступление канцлера подтверждает, что, как сообщала Financial Times в начале этого месяца, Берлин четко связывает этот скандал с торговыми переговорами. Берлин настаивает, чтобы Европейская комиссия, исполнительный орган ЕС, включила защиту данных в повестку переговоров о планируемом трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, начатых в этом году лидерами ЕС и президентом Бараком Обамой. Кроме того, немецкие чиновники также выступают за более тесное сотрудничество между правительствами в вопросах шпионажа. Страна не входит в существующее десятки лет объединение «Пять глаз», связывающее США, Великобританию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Берлин не стремится войти в объединение, однако хочет более эффективных договоренностей с союзниками, особенно с США.

Ангела Меркель: «Сейчас отношения с США и переговоры о трансатлантическом соглашении о свободной торговле, без сомнения, подвергаются испытаниям в связи с обвинениями в адрес США по поводу собирания миллионов битов данных».

В своем первом комментарии парламенту с тех пор, как этим летом разразился скандал, Меркель сказала, что новое доверие может основываться только на прозрачности и признании того, что трансатлантические отношения носят двусторонний характер и являются, особенно для Германии, гарантией свободы и безопасности. Несмотря на ситуацию с АНБ, германо-американские и трансатлантические отношения по?прежнему исключительно важны для Германии и Европы, заявила она.

Германия разрывается между требованием народа ввести более жесткие нормы конфиденциальности, которое отчасти обусловлено тяжелым историческим наследием — надзором со стороны нацистов, а затем Штази, и опасениями экспортно ориентированных компаний, что избыточное регулирование помешает их участию в мировой экономике.

До этого лета Берлин неохотно готовился к тому, что его внутренние правила будут размыты более широкими соглашениями о коммерческом использовании данных с партнерами по ЕС и с США. Однако скандал вокруг АНБ заставил некоторых немецких политиков пересмотреть свой подход, а некоторые компании — вновь взвесить риски промышленного шпионажа, в том числе со стороны США.

Похоже, собственная позиция Меркель стала жестче. В прошлом месяце на саммите ЕС она дистанцировалась от предложения председателя Европарламента Мартина Шульца, социал-демократа из Германии, отложить переговоры о трансатлантической торговле до окончания дискуссии о защите данных.