Военно-техничекая политика РФ в регионе Магриба — без перемен

Военно-техничекая политика РФ в регионе Магриба - без перемен6 октября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил с официальным визитом Алжир. В президентском дворце Эль-Мурадия состоялись переговоры с алжирским президентом Абдельазизом Бутефликой, основными темами которых стали развитие промышленной кооперации, инвестиционные проекты и военно-техническое сотрудничество. По итогам консультаций был подписан ряд документов, направленных на развитие взаимодействия в сфере экономики, энергетики, морского транспорта, в области стандартизации и оценки соответствия, в гуманитарной сфере.

Визит Медведева в Алжир показал, что военно-техническая политика РФ в регионе Магриба остается без перемен. Народная демократическая республика с советских времен является одним из ведущих оборонных партнеров Москвы в Северной Африке. И после 1991 года позиции Алжира в этой сфере только укрепились. Страна, демонстративно отказывающаяся от оборонного взаимодействия со своей бывшей метрополией Францией, постепенно вошла в пятерку главных импортеров российских систем вооружения. По состоянию российско-алжирских оборонных связей можно судить об общем состоянии военно-технической политики РФ в арабской Африке.

Значимость военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Алжиром объясняется тем, что поставки оборонной продукции являются едва ли не единственной статьей по-настоящему высокотехнологичного экспорта Москвы на мировом рынке. Продавая вооружения, РФ демонстрирует свой промышленный потенциал. Оборонный экспорт является тем сегментом экономики, в котором Россия на равных конкурирует со странами Евро-Атлантики. Именно за счёт данного экономического измерения РФ может ломать стереотип о себе как об «эксклюзивном» поставщике энергетических ресурсов. ВТС — это вопрос международного престижа и достаточно выгодное коммерческое предприятие.

Серьезных прорывов на североафриканском направлении по оборонной линии России добиться не удалось. Тема военно-технического сотрудничества была одной из ключевых в ходе переговоров в Эль-Мурадии. Об этом свидетельствуют как сообщение пресс-службы Кремля, так и заявление Медведева. Однако никаких предметных соглашений по итогам консультаций подписано не было. Более того, следует полагать, что стороны не смогли определиться и с потенциальными приоритетами по данному треку. Отвечая на вопрос о положении вещей в области ВТС, президент РФ ограничился пространным ответом, свидетельствующим о том, что консультации идут, но до новых договоренностей пока далеко.

Главная причина паузы в военно-технических контактах заключается в том, что Алжир не испытывает доверия к продукции Москвы. В 2006-2007 годах РФ поставила народной демократической республике партию из 15 фронтовых истребителей МиГ-29СМТ и учебно-боевых истребителей МиГ-29УБТ. Однако заказчик вернул эти машины, заявив о том, что на них были использованы бывшие в употреблении или бракованные детали. В результате в 2009 году РФ пришлось компенсировать издержки скандальной сделки по МиГ поставкой в Алжир многоцелевых истребителей Су-30МКА. В июле 2010 года сгладить впечатление от ситуации по МиГ-29 удалось путем заключения контракта на поставку республике 16 истребителей Су-30МКА. Эта сделка должна быть реализована в 2011-2012 гг. Однако за её пределами крупных переговоров с четким предметным содержанием пока не ведется. Есть опасения, что в среде алжирского военного руководства растет скептицизм в отношении российской техники. Он подкрепляется не только инцидентом с МиГ, но и тем фактом, что практически все системы вооружения, предлагаемые Москвой для экспорта, не состоят на вооружении ВС РФ. Достаточно отметить, что забракованные Алжиром МиГ-29 и переданные в 2009 году в распоряжение авиабазам ВВС РФ в Курске и Липецке, стали самыми современными в составе отечественного военно-воздушного флота. Последние поставки МиГ в интересах российского Минобороны осуществлялись в далеком 1993 году.

Ослабление технического потенциала отечественного ВПК подтверждает и ситуация с МПЛАТРК «Нерпа», которая должна перейти в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет. Первоначально Минобороны РФ планировало передать «Нерпу» в аренду до конца 2010 года. Однако 5 октября с.г. стало известно, что Россия перенесла срок сдачи данной атомной подводной лодки из-за обнаруженных в ходе испытаний «незначительных неполадок». По разным оценкам перевод МПЛАТРК в состав ВМФ Индии состоится или в конце 2010 года или в первом квартале 2011 года. Данный факт достаточно красноречиво иллюстрирует техническое состояние, как отдельных отраслей «оборонки», так и её общее положение. Говорить в этих условиях о росте доверия к российской военной продукции и наращивании оборонного экспорта довольно сложно.