Позиция США в отношении Сирии может быть скорректирована

Позиция США в отношении Сирии может быть скорректированаПрезидент Сирии Башар Асад удерживается при власти Ираном и его шиитскими парламентскими союзниками, например ливанской Хезболлой. Кроме того, он щедро обеспечивается оружием и дипломатической защитой в Совете безопасности ООН со стороны России. И пока Асада, похоже, мало что беспокоит. Он твердо убежден, что момент настоящей опасности миновал в конце лета — тогда президент США Барак Обама решил не осуществлять ракетных ударов после того, как режим использовал нервно-паралитический газ зарин против восставших районов. Такие меры против повстанцев, как неоднократно предупреждал президент США, были «запретной чертой», пересечение которой должно было изменить расчеты Обамы в отношении сирийского конфликта. Если эти расчеты и изменились, то очень сильно в пользу Асада.

Читателю на заметку: сайт о Гражданском праве — grazhdanskoepravo.net освещает работу правовых институтов отрасли права, способствует воспитания правового мышления и правовой культуры. С помощью сайта можно также разобраться в правовой терминологии. Например, узнать что такое виды неустойки — определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или не надлежащего исполнения обязательств в частности в случае просрочки исполнения.

Если бы режим был экономическим строем, а не тиранией, которая ежедневно кровью подтверждает, что готова разрушить страну, чтобы выжить, то тогда кто-то давно бы уже вычислил, что применяемые к нему стимулы подействовали превратно и неправильно.

После того как США в сентябре с благодарностью ухватились за предложенный Россией план по ликвидации арсенала химического оружия в Сирии, режим вел себя так, будто ему больше нет надобности слушать пустые угрозы Вашингтона и его союзников. Действительно, сейчас Белый дом пересматривает свои варианты политики в Сирии. При это он отчетливо осознает, что какой бы ни была существующая политика, она не работает. Однако Вашингтон по-прежнему продолжает говорить о необходимости избегать непреднамеренных последствий, которые уже начали возникать.

Последствия же текущей позиции США, предположительно тоже непреднамеренные, очевидны. Нынешняя политика заключается не в том, что Запад просто стоял в стороне и не вмешивался в дела Сирии. Со смертельным смешением авантюризма и нерешительности США и Европа ободряли борцов с режимом, обещая, но не предоставляя им средства его свержения. Они передоверили вооружение оппозиционных сил таким союзникам из региона Персидского залива, как ваххабитская Саудовская Аравия, неминуемо склоняя повстанческий лагерь к исламистскому экстремизму.

Режим Асада получил врага, которого хотел. В стране сохраняется узкий подход Запада к «солнечному» большинству в Сирии (солнечные алавиты — одна из групп последователей алавизма, ответвления шиитского направления ислама), так же как и слабая поддержка повстанцев. Эти факторы превратили Сирию в магнит для международных джихадистов. Именно поэтому Асад все еще может цинично обращаться ко всему миру с призывом присоединиться к нему для уничтожения джихадистского терроризма.

В то же время он тормозит сдачу своего химического арсенала. В лучшем случае он считает соглашение по химическому оружию договором, рассчитанным на среднесрочную перспективу. По-видимому, пока Асад на посту, его режим, будет продолжать убивать сирийцев, оговорив, что он не травит их газом.

Тем не менее соглашение по химическому оружию (как оно есть) появилось в связи с угрозой ударов крылатых ракет. Оно еще раз показало, что Асад таки реагирует на угрозу применения силы. В 1998 г. покойный отец сирийского президента Хафез Асад отказался от курдского восстания на юго-востоке Турции, когда турки массированно сосредоточили танки на границе с Сирией. Нынешний президент в октябре 2005 г. послал в Вашингтон доверенное лицо своего отца, чтобы просить мира, опасаясь санкций со стороны США после направления джихадистов в Ирак для убийства американцев.

Сколько бы Обама ни повторял, что обсуждаются любые варианты, доминирующее ощущение таково, что угроза применения силы (главным образом против смертоносных ударов режима с неба) снята. Пока методы влияния на режим Асада не будут изменены, в Сирии ничего не поменяется, и возможность того, что конфликт отравит весь регион и станет угрозой для всего мира, будет только расти.