Киргизия: парламентский итог очередной революции

27 июня 2010 года в Киргизии состоялся референдум по вопросу принятия новой конституции. Участие в голосовании приняли около 64% избирателей. А поддержку новой конституции выразили около 90% проголосовавших. По итогам референдума глава переходного правительства (правительство народного доверия) Роза Отунбаева была наделена полномочиями президента республики до 31 декабря 2011 года.

Референдум по вопросу принятия новой конституции привел к тому, что главным итогом новой революции в Киргизии стало переформатирование политической системы и появление парламентской республики. Из очередных потрясений страна вышла, заметно ослабив институт президента. По итогам референдума больше полномочий получит как киргизский парламент, так и правительство. Полномочия главы государства будут при этом заметно ограничены. В своём решении о перераспределении властных полномочий правительство народного доверия исходило из желания снизить зависимость политической ситуации в стране от «одного единственного человека» и его ближайшего окружения. Президентство стало в республике символом неограниченной власти, используемой, в том числе, в ущерб национальным политико-экономическим интересам. Теперь подобная негативная практика осталась в прошлом. Вектор развития страны будет определяться преимущественно на партийном уровне.

Негативное отношение руководства России к парламентскому варианту разрешения внутрикиргизского конфликта связано с осознанием высокой вероятности утраты контроля над ситуацией в республике. Теперь вместо одного политического субъекта Москве предстоит иметь дело с несколькими партийными лидерами, каждый из которых может вести свою собственную игру. Процесс достижения договоренностей с Бишкеком в этой ситуации значительно усложнится. Далеко не случайно, что выражая свои сомнения по поводу эффективности парламентской республики в Киргизии, президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что она рискует превратиться «в череду бесконечных проблем, перетасовок в парламенте, прихода к власти тех или иных политических сил, причем бесконтрольного перехода полномочий из одних рук в другие». Тем самым Кремль дал понять, что не вполне представляет себе, как и с кем следует договариваться в новой парламентской Киргизии.

При этом и сам Бишкек не испытывает особых иллюзий в отношении Москвы. Для нового киргизского руководства РФ ассоциируется с прежними республиканскими элитами. Об этом свидетельствует заявление временного вице-премьера Киргизии Омурбека Текебаева, сделанное 29 июня. В интервью радио «Азаттык» он отметил, что Медведев получает от ряда сотрудников российских спецслужб неверную информацию о ситуации в республике. По словам Текебаева, некоторые сотрудники силовых ведомств РФ, готовящие для президента сводки о положении дел в республике, «имели крепкие связи с авторитарными режимами в Киргизии и до сих пор имеют здесь свои интересы». Это высказывание следует рассматривать как свидетельство недовольства правящего истеблишмента республики подчеркнутым недоверием к своим политическим перспективам со стороны Кремля.

В перспективе взаимная настороженность может привести к размежеванию между РФ и Киргизией. Вместо одного из ведущих союзников Москвы в Центральной Азии Бишкек способен достаточно быстро превратиться в «прохладного партнера». Причем такая смена субъектной позиции в состоянии негативно сказаться на российском военном присутствии на киргизской территории. Альтернативными партнерами Киргизии в этих условиях могут стать США и Турция.