Владимир Путин демонстрирует силу

Владимир ПутинПремьер опять использует «ручное управление»

Судя по всему, к концу месяца у премьер-министра накопилась критическая масса жалоб на металлургов, что и послужило причиной ужесточения его риторики. Еще в апреле антимонопольная служба начала проверку обоснованности повышения цен, выставляемых отечественными металлургическими компаниями. Поводом для ее проведения послужило письмо гендиректора близкого РЖД НПК «Уралвагонзавод» Олега Сиенко. В нем, в частности, указывалось, что компании согласны с пересмотром отпускных цен на металл, но повышение должно быть прогнозируемым и обоснованным, в то время как с начала года рост цен на металлопродукцию составил 40%. Однако тогда ФАС признаков злоупотребления доминирующим положением не нашла.

Позднее, уже в конце мая гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов от имени автопроизводителей передал Владимиру Путину жалобу на «Северсталь», ММК и НЛМК, которых критиковали за предстоящее повышение цен на сталь. И хотя итоги расследования ФАС должны быть обнародованы только в июне, премьер решил взять инициативу в свои руки и в очередной раз продемонстрировать присущий ему жесткий стиль ручного управления. Вероятно, на его решение повлияло образование широкой «антиметаллургической» коалиции (к ней присоединились и крупные нефтяные компании, недовольные ростом цен на трубы большого диаметра), а также авария на шахте «Распадская», которая занимает существенную роль в балансе добычи коксующихся углей в стране. Вероятно, вывод из строя этой шахты мог стать главным аргументом металлургов в противостоянии с потребителями их продукции, и премьер поспешил его превентивно нейтрализовать.

На правительственном совещании Владимир Путин заявил, что исполнительная власть не видит причин для одномоментного повышения цен на продукцию металлургов на 25-30%. По мнению премьера, российская экономика не может себе позволить ориентироваться исключительно на мировой рынок (на нем сейчас наблюдается заметный рост).

Весьма симптоматичной оказалась реакция основных бизнес-игроков на слова главы правительства. Видимо, памятуя об имевшем место в августе 2008 года скандале с совладельцем Мечела Игорем Зюзиным и не желая, чтобы к ним «прислали доктора», металлурги пошли навстречу пожеланиям премьера. В частности, «Северсталь» отгрузит «АвтоВАЗу» 10 тысяч тонн проката сверх изначально согласованных обязательств, что позволит обеспечить бесперебойную работу прессового производства и выполнение производственной программы автозавода. Цены на продукцию автопрома со стороны металлургов будут повышены лишь на 22% вместо планируемых 30%, хотя в этом автопроизводители пошли навстречу своим поставщикам — изначально планировалось, что они увеличатся всего лишь на 17%.

Влияние топ-политика выходит за пределы экономико-политической сферы

Владимир Путин продолжил демонстрировать аппаратное влияние и в других сферах, далеких от экономики. Весьма показательна история вокруг российской сборной по хоккею, которая вопреки ожиданиям заняла второе место на чемпионате мира. Победа на нем была принципиальной для команды РФ и рассматривалась как реванш за недавнее фиаско на олимпийских играх в Ванкувере. Соответственно поражение, в качестве которого рассматривалось любое место, кроме первого, могло привести к таким же «чисткам» в хоккейной «вертикали», которые прошли в федерациях зимних видов спорта по итогам «катастрофы» в Ванкувере.

Однако будущее тренера российской сборной Вячеслава Быкова, который, по мнению большинства экспертов, и «провалил» финал чемпионата мира, решила приветственная телеграмма, направленная от лица премьера Федерации хоккея России в преддверии заседания исполкома, посвященного подведению итогов сезона. В ней содержалась оценка, согласно которой, «серебро на чемпионате мира — это весомый результат», после чего продление контракта с Быковым, истекающего летом, стало делом решенным. Примечательно, что телеграмме премьера предшествовал звонок президента, который также был выдержан в позитивных тонах, хотя он (звонок) ускользнул от внимания значительной части наблюдателей.

Также весьма решительный стиль демонстрировал Путин и в отношениях со странами ближнего зарубежья, что имело важный внутриполитический подтекст. Показательна история с очередной фрондой Минска, который попытался шантажировать Москву своим участием в Таможенном союзе. В данном случае российский премьер также действовал предельно жестко. Ему удалось заручиться однозначно твердой поддержкой казахской стороны, и главы правительств двух стран объявили, что полноценное функционирование союза начнется с 1 июля вне зависимости от позиции белорусской стороны. Такая жесткая позиция выставила Минск «фрондером» и ненадежным партнером, срывающим процесс интеграции, что нанесло удар по имиджу Александра Лукашенко, традиционно еще с 1996 года играющего роль главного инициатора «воссоединения» постсоветского пространства.

В итоге белорусская сторона была вынуждена существенно сдать назад. В данном случае свою роль сыграла и слаженная игра премьерской команды. В частности, вице-премьер Игорь Сечин отверг предложение Минска, согласно которому Москва могла бы получить контрольный пакет «Белтрансгаза» в обмен на поставки газа в Белоруссию по внутрироссийским ценам. В итоге было заявлено, что Минск подтверждает своё желание работать в рамках Таможенного союза, и с 1 июля Белоруссия намерена, как и другие члены Союза, открыть единую таможенную территорию.

Путин соблюдает баланс интересов

При этом, надавив на предпринимательское сообщество, Владимир Путин в то же время предпринял ряд шагов навстречу ему. После того, как он использовал свое влияние, чтобы ограничить рост цен на металлы, появились предположения, согласно которым якобы государство намерено и дальше «прессовать» бизнес. Что, в свою очередь, ухудшит инвестиционный климат в стране и негативно скажется на модернизации и привлечении иностранного капитала. Премьер дал понять, что предпринятые в соответствии с его пожеланиями шаги бизнеса по обузданию роста цен будут вознаграждены. Так, на встрече с руководством ФНПР Путин заявил, что рост доходов населения (зарплат) должен соответствовать росту производительности труда. Также глава правительства пообещал ограничить рост тарифов естественных монополий, поскольку именно они являются первопричиной увеличения как промышленной, так и потребительской инфляции.

Глава правительства предпринял и конкретные шаги навстречу бизнесменам. В частности, на встрече с главой ФАС Путин поручил Игорю Артемьеву проверить совладельца «Распадской», группу «Евраз», на предмет завышения цен на уголь. В Москву был срочно вызван из Лондона один из владельцев «Евраза» Роман Абрамович. Как уже говорилось выше, в силу большого объема добычи после остановки «Распадской» цены на уголь не могли не повыситься. Чтобы не допустить развития негативного сценария, было принято решение о восстановлении шахты за счёт бюджетных средств. Тем самым премьер не допустил обвального повышения цен по всей производственной цепочке и одновременно оказал крупному бизнесу значимую помощь.