Путин берет тайм-аут для анализа и пересмотра стратегии относительно Украины

Путин берет тайм-аут для анализа и пересмотра стратегии относительно УкраиныНа прошлой неделе в Москве Владимир Путин обратился к иностранным дипломатам с гневной речью, обвинив США в возрождении тактики холодной войны и заявив, что он будет использовать все возможные средства для защиты этнических русских за рубежом. «Наша страна будет и впредь энергично отстаивать права россиян, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств», — сказал он.

Однако с началом в последние дни стремительного наступления украинской армии на пророссийских сепаратистов, в результате которого повстанцы были вытеснены из своего опорного пункта Славянска, Путин стал необычно молчалив. Одни могут трактовать эту более мягкую публичную позицию как некое отступление в решающем поединке России с Киевом и его западными союзниками по поводу судьбы Украины, другие считают это не более чем сменой тактики. «Пришло время сменить тактику, однако стратегия остается прежней», — говорит директор экспертно-аналитической организации «Московский центр Карнеги» Дмитрий Тренин. По его словам, с момента углубления кризиса в конце прошлого года эта стратегия вращалась вокруг трех отчетливых целей: не дать Украине вступить в НАТО, защитить статус русского языка в Украине и сохранить экономические связи с важными украинскими предприятиями.

По мнению Тренина, несколько месяцев назад эти интересы лучше всего можно было обслуживать, раздувая сепаратистский мятеж в восточной Украине. Однако продолжение в том же духе сейчас может привести к серьезным политическим потерям — и в отношениях с США и ЕС, и внутри самой Украины. Например, продолжение насилия в восточном регионе страны дало неожиданный эффект фактического роста поддержки нового киевского правительства в других регионах Украины. Тренин утверждает, что даже без военной силы надвигающиеся на Украину экономические бедствия могут обеспечить России «новые инструменты влияния».

Даже если долгосрочные цели российского президента относительно Украины остаются в силе, сложно проигнорировать те неудачи, которые в последнее время переживает Путин. Главной среди них можно назвать избрание в прошлом месяце прозападного президента Украины Петра Порошенко с высоким уровнем общественного доверия. Поражение пророссийского движения на востоке Украины, повлекшее множество жертв среди повстанцев, — это еще один удар по Кремлю, который, похоже, верил, что это движение вызовет более мощную волну народной поддержки.

Поведение Путина в восточной Украине с самого начала отличалось от его подхода к Крыму, который был быстро захвачен российскими войсками и затем в марте аннексирован. В таких восточных областях, как Донецкая и Луганская, Россия вместо этого использовала вооруженные силы больше как угрозу и усердно скрывала свидетельства своего участия в конфликте.

Частично изменение поведения Путина можно объяснить угрозой санкций Запада против и так уже замедляющейся в росте российской экономики. Согласно оказавшимся в распоряжении Financial Times документам, если дипломаты ЕС решат, что Кремль не выполнил требований Европы по прекращению насилия в восточной Украине путем поддержки мирного плана Порошенко, то Брюссель, вероятно, расширит список людей, на которых распространяются замораживание активов и запрет на поездки.

В понедельник среди дипломатов ЕС была распространена «записка о будущих возможных мерах», где содержатся рекомендации расширить существующий список из 61 лица и включить в него как лидеров сепаратистов, так и тех представителей России, которые их поддерживают. Ожидается, что премьер-министры ЕС обсудят новые санкции против России на саммите на следующей неделе. ЕС также рассматривает сокращение на сумму до €450 млн программ поддержки России, преимущественно направленных на финансирование развития.

Вдобавок к санкциям Путин также должен лавировать с учетом российского общественного мнения. Некоторые лидеры российских ультраправых обратились к президенту с просьбой обеспечить более широкую поддержку сепаратистам в Украине и выразили разочарование, что Путин не предпринимает дальнейших шагов. В то же время две трети россиян не хотят военного вторжения Москвы в Украину. Об этом говорят данные соц­опроса государственной исследовательской организации ВЦИОМ, эксперты которой предполагают, что Путин может потерять общественную поддержку, если будет все больше втягиваться в конфликт.

Председатель президиума экспертно-аналитической организации «Совет по внешней и оборонной политике» Федор Лукьянов сказал, что молчание Путина сопряжено с некоторыми угрозами. Например, Путин может столкнуться с растущим разочарованием со стороны российских националистов, которые могут утверждать, что он сделал недостаточно для поддержки их собратьев по ту сторону границы.

То, что Путин сейчас отступил, вовсе не означает, что он делает это во благо. Российский президент — искусный тактик, утверждает Лукьянов, и он часто предпочитает взять паузу в разгар политического кризиса перед тем, как сделать грандиозное заявление. Эту стратегию он использовал во всех катастрофах — от крушения подводной лодки «Курск» в 2000 г. до сегодняшнего украинского кризиса. Как сказал Лукьянов, «он делает перерыв, замолкает ненадолго, а затем предлагает что-то совершенно неожиданное».