Энергетические холдинги вырабатывают новые подходы для работы с Египтом

Энергетические холдинги вырабатывают новые подходы для работы с ЕгиптомНе смотря на все потрясения, работа на нефтяных и газовых месторождениях Египта продолжалась, как будто ничего не произошло. Однако за внешним благополучием нефтяного сектора скрывается глубокая озабоченность. На фоне нарастающих экономических проблем правительство в Каире сильно задерживает выплаты иностранным энергетическим компаниям за производимые ими нефть и газ. По некоторым оценкам, долг может составлять не менее $ 5 млрд. И большая часть его просрочена.

Это заставило некоторые компании пересмотреть свои обязательства по отношению к стране. «Они замораживают какое-либо расширение в Египте, поскольку не получают оплаты», — прокомментировал один из руководителей работающей там нефтяной компании. Задолженности растут. В прошлом месяце BG Group заявила, что Каир должен ей $ 1,3 млрд, около $600 млн из которых просрочены. Это больше, чем $1,2 млрд в первом квартале. Компания указала, что покрытие долга зависит от деловой обстановки в стране, и что с учетом нынешней ситуации ее инвестиционная программа там была пересмотрена.

BG — только одна из большого количества энергокомпаний, затронутых этой проблемой. BP, которая вместе с партнерами выкачивает более 30% египетского газа, к концу 2012 г. ожидала от правительства выплаты $ 3 млрд, из них просрочены $ 1 млрд. Итальянской Eni задолжали $800 млн, a Edison, также из Италии, заявила, что ее просроченные дебиторские задолженности в июне составляли € 314 млн — больше, чем € 155 млн в конце прошлого года.

Для страны, которая после удаления Хосни Мубарака в 2011 г. переживает глубокую политическую нестабильность, истощение валютных резервов и коллапс прибылей от отдыха и туризма на курортах страны, погашение долгов нескольким крупным западным компаниям может не представляться главным приоритетом. И, тем не менее, нерешенная проблема оплаты может побудить нефтяные компании к задержке или даже к полному отказу от инвестиций. Это может иметь потенциально серьезные последствия для энергетической безопасности Египта — жизненно важного вопроса для временного правительства. Гнев из-за нехватки топлива был ключевым фактором массовых демонстраций, которые привели к свержению Мурси. В последние десять лет зарубежные нефтяные компании, действующие в Египте, реализовали агрессивную программу геологоразведочных работ, в ходе которой были открыты огромные количества природного газа.

В настоящее время Египет — крупнейший африканский производитель газа после Алжира. Его подтвержденных запасов — 2 трлн куб. м — достаточно, чтобы удовлетворять потребности Великобритании на протяжении 24 лет. Часть инвестиций вложена в заводы, производящие сжиженный природный газ — сверх охлажденное топливо, которое поставляется на международные рынки специально оборудованными танкерами. Но перспективы бизнеса заметно ухудшились в последние годы. По условиям их соглашений о СП, действующие в Египте энергетические компании поставляют производимый ими газ Egyptian General Petroleum Corp, которая выплачивает им их долю. EGPC обычно расплачивается с ними выручкой от экспорта сжиженного газа.

Однако растущий внутренний спрос на газ означает, что все большая доля египетского производства теперь перенаправляется на местный рынок, где реализуется по значительно субсидированным ценам. Это серьезно ухудшает финансовое состояние EGPC и ее способность рассчитываться с международными партнерами. Призывы реформировать египетский режим раздутых субсидий на продукты питания и энергию, отнимающий свыше пятой части государственного бюджета и поглотивший валютные резервы страны, звучат уже давно. Но сменявшие друг друга правительства воздерживались менять систему, опасаясь спровоцировать гражданские беспорядки. Особенно серьезно это сказалось на BG. Экспорт СПГ, производимого ее заводом в Идку, резко снизился, поскольку все больше газа направляется внутреннему потребителю.

В июне Катар объявил, что предоставит Египту пять грузов СПГ, два из которых будут использованы для компенсации BG за газ, перенаправленный на внутреннее использование. EGPC также обсуждает возможность секьюритизации ее долга. Тем временем, компания прилагает все усилия, чтобы выполнить свои обязательства по отношению к меньшим предприятиям, работающим в Египте, — таким фирмам, как Transglobe из Канады, Petroceltic и Circle.Oil. «EGPC отдает себе отчет в необходимости сохранить приток инвестиций в страну, и старается что-нибудь платить небольшим компаниям каждый месяц», — комментирует гендиректор Petroceltic Брайан О’Казэйн.

По его словам, EGPC соблюдает недавно достигнутую с Petroceltic договоренность по выплатам. Ее уровень дебиторских задолженностей, год или около того назад составлявший $160 млн, теперь уменьшился до $ ПО млн, $ 70 млн из которых просрочены. Но даже для некоторых небольших операторов ситуация ухудшается. Базирующаяся в ОАЭ Dana Gas информировала в финансовом отчете, что на конец июня чистая дебиторская задолженность составляла $261,6 млн, увеличившись по сравнению с $ 236 млн в конце 2012 г. Затруднения крупных фирм гораздо более серьезны. «Суммы, о которых идет речь с крупными компаниями, еще более неподъемны», — говорит О’Казэйн.