УПЦ (Московского патриархата) — троянские кони «русского мира»

38098860-3ACE-490C-9DC4-ECF4BF61A1F3_w640_r1_sВ войне, которую ведет Россия против Украины, УПЦ (МП) играет далеко не последнюю роль. То, что происходит в последние два года в среде Украинской православной церкви, подчиненной Московскому патриархату (УПЦ (МП)), иначе, чем реваншем пророссийских сил не назовешь. Оказывается откровенное давление на священнослужителей, которые демонстрируют проукраинские симпатии. Некоторые из-за этого вообще вынуждены были уйти из этой церкви. Например, ректор Ужгородской духовной академии Виктор (Бедь). В свою очередь, нынешний «предстоятель» УПЦ (МП) Онуфрий (Березовский) не только поддерживает пророссийские силы, но и делает провокационные заявления о том, что на Донбассе ведется «гражданская война», что украинскому языку не место в церкви — мол, здесь надо вести богослужения на церковнославянском языке и так далее.

Или случайной такая «метаморфоза»? Право, нет. В гибридной войне, которую ведет Россия против Украины, УПЦ (МП) играет далеко не последнюю роль. Кто что бы не говорил о «самостоятельности» этой религиозной структуры, на самом деле она зависела и зависит от Москвы. Вот в нынешних условиях Москве не нужно, чтобы УПЦ (МП) «играла в украинизацию», как это было раньше. Сейчас настало время, чтобы эта структура откровенно работала на Россию. Вот она и работает.

Был митрополит Владимир (Сабодан) украинизатором?

Однако не все так просто. «Украинизаторы» хотя и маргинализированы в церкви, но их держат в запасе. И, похоже, в последнее время они активизировались. Правда, не в среде церкви, а снаружи ее. Делается это прежде всего для того, чтобы творить ей соответствующий положительный имидж.

В частности, целенаправленно распространяется миф о «украинскость» бывшего «предстоятеля» УПЦ (МП), митрополита киевского Владимира (Сабодана), который более 20 лет руководил этой структурой. Некоторые церковные деятели, в частности митрополит Александр (Драбинко), который был приближен к Сабодана, и Георгий Коваленко, который во времена этого «предстоятеля» был пресс-секретарем УПЦ (МП), пытаются всячески культивировать этот миф. Первый, управляя «Фондом памяти Блаженнейшего митрополита Владимира», издает различные произведения бывшего предстоятеля, часто распространяя их за пределами УПЦ (МП). Второй, выходя на публику (опять же преимущественно за пределами этой религиозной структуры) рассказывает о каком-то «открытое православие», «киевоцентризмом», говорит о создании Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости. И это, конечно, тоже связывается с «наследством митрополита Владимира».

Вот только вопрос, можно ли это наследство считать проукраинским? Конечно, митрополит Владимир иногда фотографировался в рубашке-вышиванке, с детьми в украинской одежде, делал некоторые символические украинизаторские вещи, например, профинансировал факсимильное издание Пересопницкого Евангелия. Однако когда обратитесь к его официальных выступлений, статей, которые, кстати, в основном публиковались на русском языке, то вы там не найдете какого-то большого украинства. Зато найдете откровенно пророссийскую позиция в церковных вопросах, фактически отказ от богослужения на украинском языке. В последнем случае использовался аргумент — мол, нет качественных украинских переводов богослужебных текстов. В конце концов, во времена своего «Патриаршего» митрополит Владимир не спешил ставить на место российских шовинистов, которых было немало в среде УПЦ (МП). Говорить, что это все происходило вопреки воле «предстоятеля» не стоит. Скорее, это была его позиция.

Недавно мне попала в руки любопытнейшая книга «Дорогому Человеку на память. М.В. ». Это — сборник стихов Владимира (Сабодана), опубликованная в позапрошлом году Александром (Драбинко). Она составлена, как указано, по материалам дневниковых записей, этот иерарх вел во время своего «Патриаршего» в Украине. Стихи митрополит Владимир не публиковал. И, в принципе, это понятно. Ведь эти произведения плохо соотносились с образом церковного иерарха. Похоже, стихи были его духовной отдушиной, в которых он выражал свое настоящее Я. Несмотря на примитивность этих стихов, они кажутся достаточно искренними.
Так вот — из них становится понятно, что Владимир (в миру — Виктор) Сабодан был в целом светский человек, для которого церковность, скорее, была формой. Более того — митрополит принадлежал к типично советских людей. И многие его произведений подпадают под каноны так называемого социалистического реализма. Наконец, несмотря на свое украинское происхождение, Владимир идентифицировал себя как русского. Вот, например, отрывок из его стихотворения «Русская песня»:

Спой про девушку Катюшу
Или что либо о войне —
Проникает песня в душу,
Согревает сердце мне.
Русской песни имеется чудесней:
Что ни песня — то и клад.
Я родной России песни
Бесконечно слушать советов.

И таких стихов в Владимир (Сабодан) более чем достаточно. Это и любование российскими пейзажами, и захват «русской славой». Для него Русью, Россией, является не только Москва и Ленинград, но даже Киев. Практически все стихи сборника написаны на русском языке. Только один — украинский. Но это исключение, подтверждающее правило. Закономерно возникает вопрос, мог ли человек с такими взглядами быть «украинизатором» УПЦ (МП)?

Вообще, хорошо проштудировав биографию и произведения Владимир (Сабодан), создается впечатление, что человек играл свою роль. Когда надо — надевал рясу священника или демонстрировал «любовь к Украине». И, похоже, актером он был неплохим. Делая «проукраинские жесты», Сабодан творил миф о том, что УПЦ (МП) является «украинской церковью». Многие люди, в том числе духовенства, «купилось» на это. И это стало далеко не последним фактором, благодаря которому эта религиозная структура расстроилась во времена независимой Украины. На самом деле, расстроилась не «Украинская церковь», а мощный фрагмент «русского мира». И это понятно стало сегодня в условиях войны России и Украины. Россияне достаточно эффективно используют эту структуру.

Для чего нужен миф про «украинские силы» в УПЦ (МП)?

Правда, демонстративное пророссийская позиция нынешнего руководства УПЦ (Московского патриархата) отвлекает от нее немало верующих. Поэтому чтобы этот процесс не приобрел угрожающий характер, для этого нужно создать видимость того, что в УПЦ (МП) является «проукраинские силы». Отсюда и активизация лесенки, Коваленко и иже с ними, которые звидкильсь получают немалые деньги на дорогостоящие проекты пропаганды «наследства» Владимир (Сабодан).

Автор далек от того, чтобы считать, что все священники, а тем более миряне УПЦ (МП) является пророссийскими. Более того — готов допустить, что большинство верующих этой религиозной структуры проукраински настроены. Но это молчаливое большинство, почти реально никакой роли не играет. Зато главную роль в этой структуре играют пророссийски поводыри, которые, похоже, получая соответствующие команды из Москвы, умело манипулируют простыми верующими.

Кстати, в упомянутой сборнике стихов Владимир (Сабодан) является стихотворная предисловие Александра (Драбинко). И тоже на русском языке. Симптоматично — не так ли?

Петр Кралюк — проректор Острожской академии