Становится маразмом «навіки разом»

Становится маразмом «навіки разом»В 2013-2015 гг. События в Украине стали топ-темой российских СМИ. Большинство изданий, новостей и ток-шоу были переполнены Украины настолько, что места для сюжетов о жизни в самой РФ почти не оставалось. Вместо лесных пожаров в Хакасии гораздо интереснее узнать, «чё там в хохлов». Сначала Майдан, а затем аннексия Крыма и война на Донбассе буквально поглотили печатные площади и эфирное время бесчисленных рупоров пропаганды.

Украина в кривом зеркале России

В апреле 2014 маргинальный ультраправый «Правый сектор» по количеству упоминаний в российских СМИ оказался на втором месте, несколько уступив правящей партии «Единая Россия». А великий и ужасный проводник движения Дмитрий Ярош, если верить воинам Останкинской телебашни, лидировал на досрочных президентских выборах в Украине (37%), хотя на самом деле он набрал всего 0,7% (высокие цифры «накрутили» хакеры). События революции достоинства Киселева с Соловьевым называли «государственным антиконституционным переворотом», участников протестов — «боевиками Майдана», новую украинскую власть — «киевской хунтой», АТО — «гражданской войной», добровольческие батальоны — «карателями», украинских воинов — «укро- фашистами ».

Зато аннексия Крыма — это «воссоединение с Россией» и «возвращение в родную гавань», псевдореферендумы — «волеизъявление народа Юго-Востока», российские оккупанты — «вежливые люди», управляемые РФ боевики на Донбассе — «народное ополчение» и «армия Новороссии », бурятские танкисты -« вчерашние шахтеры и трактористы », самопровозглашенные лидеры« ДНР »/« ЛНР »-« представители Донецка и Луганска ».

Правда, постепенно агрессивно воинственная риторика Кремля менялась. Куда исчезли «хунта» и «легитимный» президент Виктор Янукович, «каратели» стали «украинскими военными» или, как вариант, «киевскими силовиками». Бесперспективность «Новороссии» признал не только экс-регионал Олег Царев, который стал одним из характерных лиц этого проекта, но и руководитель российского МИД Сергей Лавров.

Изменение господствующего дискурса параллельно со снижением интенсивности боевых действий на Востоке Украины и переключением внимания Кремля на авантюру в Сирии, по наблюдению обозревателей, указывала на то, что РФ ищет путь к выходу из Донбасса. Понятно, что с минимальными репутационными потерями и на приемлемых для нее условиях, переложив на плечи Украины ответственность за содержание и восстановление разрушенного войной региона, и в дальнейшем будет находиться под фактическим контролем Москвы.

В то же время РФ будет выступать с миротворческими инициативами и призывать со всех трибун к всеобъемлющему диалогу. Причем на этот раз речь пойдет не только о «субстантивные переговоры» официального Киева и «столиц» самопровозглашенных республик в рамках пролонгированных Минских договоренностей, но и о более широком примирения братских народов — украинского и русских, которых якобы специально перессорили коварные внешние силы — США, ЕС и НАТО .

Собственно, этот тренд мира и дружбы начал набирать обороты в конце 2015 как низовой инициатива неравнодушных и здравомыслящих граждан с обеих сторон воображаемых баррикад. В октябре молодой активист из «исконно» русским именем Иван и украинской фамилией Проценко запустил в Фейсбуке флешмоб, который, по его словам, имеет «показать всему миру, что украинские СМИ транслируют сплошную ложь о том, что украинцы считают россиян врагами и ненавидят их! ».

Поощряя пользователей соцсетей к участию в акции, «киевлянин из-под Одессы» опубликовал фото, на котором в одной руке держит Украинский паспорт, а в другой — табличку с надписью (на русском): «Я — украинец! Русские — наши братья! Навсегда! ». Проценко, который во время Майдана раздавал георгиевские ленты и антизападные плакаты, призвал соотечественников не бояться и делать такие же фото с украинскими военными, полицейскими, чиновниками, учителями и учениками. «Чем быстрее и больше мы это сделаем — тем быстрее прекратится весь этот ужас! Если не мы сами — то никто за нас этого не сделает », — уверяет он.

На клич парня-авантюриста, который возглавил «конструктивный» движение «Дружба народов», начали слетаться «голуби мира» и сторонники здорового, но не здравого смысла, потому что решение проблемы они видят слишком традиционно. Чтобы передать глубину мысли и красоту стиля, процитируем один пассаж в оригинале: «Давно пора сесть за стол, вместе по стопарик оглушит, салом заисть — и всё стразу на свои места встанет!». Ранее СМИ связывали Проценко с «Украинским выбором» Виктора Медведчука, но на самом сайте движения опубликована обличительная статья о «похождениях одесского мальчика, который пиарится на чужом горе», потому что якобы собирает средства на помощь Донбасса.

Единая семья от Карпат до Сахалина

Под новый 2016 тему братской любви подхватила далеко не маргинальная газета «Комсомольская правда», что до тех пор разоблачала украинских «карателей» и отчитывала российских «национал-предателей» вроде музыканта Андрея Макаревича. А уже под елку вместе со специально созданным сайтом «Комсомолка» инициировала праздничную акцию: поздравьте своих родных и друзей по ту сторону российско-украинской границы с Новым годом и Рождеством, потому что «нам всем сегодня так нужны простые слова доброты». Не обошлось, конечно, без обязательного в таких случаях ритуального внушение: «что ни говорите, а русские и украинцы — ближайшая родня».

Сайт просто фонтанирует братской любовью и твердым убеждением в том, что мы — если не один, то по крайней мере почти один народ, на чем не устает настаивать президент РФ Владимир Путин, а за ним эту мантру подхватывают глава его администрации, депутаты, чиновники , сановники, придворная интеллигенция, либеральная оппозиция и рядовые граждане. «Нет у нас никаких братских народов во время войны, — парировал президент Украины Петр Порошенко. — Есть единый украинский народ, который направляется в Европу, и есть русский народ, который находится в глубоком кризисе».

Несмотря на всю антиукраинскую истерию, которая охватила РФ в 2013-2015 гг., Большинство россиян убеждены, что они и украинцы — единая семья. Эту уверенность подтверждают исследования московского «Левада-центра». Причем после аннексии Крыма, возмутила в России неистовую великодержавную эйфорию, количество сторонников утверждения о «один народ» выросла: 2004 гг. — 79%, 2005 г. — 81%, 2006 г. — 53%, 2007 — 49% 2013 гг. — 43%, 2014 — 56%. Но с другой стороны, 2015 Украина оказалась на втором месте в списке государств, недружелюбно и враждебно настроенных к России. Впереди Украины (37%) только США (73%), позади — традиционные «пещерные русофобы» Латвия (25%), Литва (25%) и Польша (22%).

Такие различия («от любви до ненависти»), очевидно, можно объяснить тем, что россияне разделяют жителей Украины, к числу которых относятся очень хорошо или в целом хорошо (63%), и ее нынешнее руководство, которое негативно воспринимают (87%).

Украинцы также не в восторге от своих президента, правительства и парламента. Большинство государственных институтов имеет крайне низкий уровень общественного доверия, на вершине которой сейчас находятся волонтеры, церковь, армия и добровольческие батальоны. Но это не значит, что граждане отказались от курса на ЕС и НАТО и развернулись в сторону РФ, Таможенного и Евразийского экономического союзов.

Напротив, как показывают опросы фонда «Демократические инициативы» и Центра Разумкова, после Крыма и Донбасса в Украине выросли евроатлантические настроения. Идея же внеблоковости и военного союза с РФ кардинально потеряла привлекательность: в апреле 2012 г.. Милитаристский альянс с Москвой поддерживали 26% украинских, а в ноябре 2015 таких было уже 8%. Половина населения страны считает, что сближение Украины и РФ не соответствует интересам государства, 49% утверждают, что в первую очередь Россия несет ответственность за конфликт на Востоке, 50% убеждены, что санкции против страны-агрессора должны быть усилены, а за их смягчения или полную отмену выступают всего 6% и 8,5%.

Все это свидетельствует о том, что Украина постепенно выходит из орбиты влияния России — политического, экономического, культурного и ментального. Даже этнические русские и русскоязычные украинцы не хотят иметь ничего общего с современной РФ, несет на штыках свой «Русский мир», шантажирует соседей, угрожает всем «Искандер» и рассказами о «радиоактивный пепел». Агрессивная Россия Путина, Газманова и группы «Любэ» — это не то же самое, что Россия Пушкина, Толстого и Чехова, которую знают и любят в Украине и мире. Поэтому знаменитый лозунг Николая Хвылевого («Прочь от Москвы! Даешь Европу!») Актуализируется с новой силой, а слова о «братский народ» украинцы воспринимают как оскорбление.

Скрежет «скреп»

Россияне же упорно не желают замечать изменений, которые произошли над Днепром в течение турбулентных 2013-2015 гг., Вполне искренне считая, что становление новой политической нации в Украине — это выдумка ее западных покровителей (в лаборатории нации австрийский Генштаб заменили Вашингтон и Брюссель). На самом деле украинцы — прекрасный славянский народ с общими религией, культурой, историей. Да что там истоки! Как бы сказал российский «шовинюга» из романа «Московиада» Юрия Андруховича «Да мы едином народе! Мы ведь даже внешне ничем НЕ отличаемся ».

И желающих подхватить этот тезис найдется немало — тем более, когда Кремль выдал пропагандистам и Ольгинской ботам новый темник в стиле жизненного кредо кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». Или, как вариант, в духе установок Тараса Шевченко, который жил и творил в России: «Обнимитесь же, братья мои. Молю вас, умоляю! ». Правда, пока миротворческий тренд не стал мейнстримом в ежедневных выпусках новостей, итоговых программах и ток-шоу.

Основной акцент сделан на работу в Интернет-пространстве: снизилась интенсивность агрессии ботов, изменилась тональность сообщений и комментариев, российские пользователи просят Украинский добавить их в друзья на Фейсбуке. В то же время в Твиттере массово «банят» топовые украинские аккаунты по жалобам кремлевской «фабрики троллей», а страницы россиян администраторы не блокируют и на апелляции по Украине не реагируют.

Упоминавшийся сайт украинского-российской дружбы показательно, хотя и не очень удачно отмежевывается от политики и прямо говорит: «Хватит читать тонны злобы в соцсетях! Россияне и украинцы — братья! ». Для иллюстрации любви и дружбы корреспонденты щемяще рассказывают о папе-Украинской и маму-русскую (или наоборот), о жен, мужей, родственников и кумовьев из Украины и России, о том, как ребята вместе служили в армии, ели из одного котелка, спали рядом и не делили никого по национальности и, конечно, жили в одной большой стране — как в Киевской Руси, то в СССР. Однако все это единство разрушили пакостные США:

Ликует враг, коль брат порочить брата!

Вулкан обид взлетает до небес!

А мы молчим и тупо Лезем в НАТО,

И прославляем палачей «СС».

В Европе, чтобы вы не сомневались, не ждут ни Украина, ни, тем более, РФ. Зато вместе мы (включая Беларусь и почему Казахстаном) — сила. «ДНР и ЛНР, болит за вас сердце. Увлекаюсь вашей стойкостью и силой! Спасибо за вашу мудрость и храбрость! Россия всегда с вами! Украина — родная! Держись! », — Пишет Мария из Санкт-Петербурга.

Украинский визави видят источник проблемы не только в коварстве мировой закулисы — это уже не только США, ЕС и НАТО, но также и МВФ. Не меньшим злом является политики-олигархи, убеждена Валентина из Киева. Сережа из Днепропетровска восклицает: «Украинцы и россияне! Мы все братья! Не дадим правительства пользоваться нами! Слава дружбе ». Вполне созвучную мнение выражает и Артур из Казани: «Не смотрите на правительства, смотрите на народ». А Гжегож из Киева вообще пишет крамольные вещи, которые благородно пропускает демократический модератор сайта: «Мы с вами, Россия! Ни узурпаторским правительствам в наших странах ».

Смелые слова многочисленных корреспондентов о замечательных братские народы и плохих политиков должны подтолкнуть аудиторию к выводу о том, что украинцы и русские — это один народ, а их правительства — другой народ. Поэтому закопайте топор войны, забудем о взаимных обидах, обиймимося и поцилуймося. Еще лучше — пусть блудные сыны украинцы извинятся матушку-Россию за то, что им захотелось красивой жизни в Европе («нужны мы ей, как нехристь в алтаре»), и призовут свое правительство прекратить «братоубийственную» войну на Востоке.

Если РФ и нанесла Украине вреда, то за это отвечают горе-политики, а не обычные люди, такие же хорошие, добрые и отзывчивые, как и вы. Мнение о том, что в развязывании войны одинаково (!) Должны официальные Киев и Москва, лицемерная по сути и не выдерживает никакой критики. Потому что ВСУ не оккупировали «этнически украинские земли» Белгород, Курск, Воронеж или Кубань, в отличие от ВС РФ, захватили Крым и делают вид, что их нет на Донбассе, но почему тогда там задерживают десантников из Пскова и Грушники с Тольятти?

Когда режим кремлевского фюрера упадет, россияне, пожалуй, говорить, что Путин их обманул, они ничего не знали или просто выполняли свои обязанности. Журналисты откровенно лгали, военные ехали на «обучение» в Ростов или в «отпуск» на Донбасс, приручена интеллигенция демонстрировала «одобрямс», бюджетники и молодежь радовались тому, что «Крым — наш». Россия просто умоет руки и скажет: «Мы тут ни при чем. Это все Путин».

Очень удобная и выгодная технология перекладывания и избежания ответственности за содеянное. Однако вряд ли она сработает в Украине, на территории которой идет отнюдь не виртуальный конфликт, как это может показаться телеаудитории из Саратова или Пензы, а реальная война с вполне реальными погибшими, ранеными, пропавшими без вести и беженцами. И это быстро не забывается, раны заживают годами.

Может, это в РФ не помнят и даже стесняются, потому умалчивают, донбасские «подвиги» павших «отпускников» и «добровольцев». Но в Украине своих воинов хоронят с почестями, в их честь называют школы, улицы, батальоны и тренировочные центры, устанавливают мемориальные доски. На их примере воспитывают новое поколение украинских. Отныне погибшие солдаты будут постоянным напоминанием о необъявленную российско-украинской войне, забыть о которой нам настойчиво предлагают из-за «поребрика».

Если на самом деле речь идет об извинениях, то это Россия извиниться Украины, однако для этого тамошнее общество должно пройти тот путь, который преодолели немцы после Второй мировой войны. Без, условно говоря, «депутинизации» русских и отказа от имперского мышления ни прощения и примирения невозможно. Эта задача на далекую перспективу. Потому что пока тяжело верится в искренность призывов к дружбе, когда в российских тюрьмах сидят украинские политзаключенные, в плену пророссийских боевиков находятся украинские солдаты, в заложниках — мирные жители Донбасса, а в Москве уничтожают единственную на всю великую Россию Библиотеку украинской литературы. Воистину, «братской» народ.

Сергей Шебелист