Кремль делает ставку на одного кандидата в Венесуэле

Пока РФ не может развивать резервные каналы связи с венесуэльскими элитами
14-15 октября 2010 года в Горках и Кремле состоялись две встречи президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Лидеры двух стран обсудили все актуальные вопросы российско-венесуэльских отношений в политической, военно-технической и экономической сферах. Основным итогом переговоров в Кремле стало подписание главами государств Плана действий по развитию российско-венесуэльского партнёрства на 2010-2014 годы. Кроме того, в присутствии президентов были подписаны девять документов, направленных, в частности, на развитие сотрудничества в сфере энергетики, атомной энергетики, таможни.

Российско-венесуэльские переговоры продемонстрировали высокий уровень предметности двусторонних отношений. Большая часть документов, подписанных по итогам саммита в Кремле, оказалась направлена на развитие прикладных сегментов в торгово-экономическом взаимодействии, в основном в области энергетики и машиностроения. Например, ОАО НК «Роснефть» приобрела у государственной нефтяной компании Венесуэлы Petroleos de Venezuela S.A. (PDVSA) 50% доли в компании Ruhr Oel GmbH. Сумма сделки должна составить 1,6 млрд. долл. А «Росатом» согласовал условия строительства на венесуэльской территории первой АЭС. Кроме того пакет, утвержденный 15 октября, включает конкретные договоренности между ОАО «АвтоВАЗ» и Корпорацией средней промышленности Венесуэлы, ОАО «Новошип» (группа компаний ОАО «Совкомфлот») и ПДВ Марин, ОАО «Интер РАО ЕЭС» и «БАРИВЕН С.А.» и др.

Несмотря на высокую продуктивность контактов между Медведевым и Чавесом, переговоры 15 октября показали, что Кремль продолжает делать ставку на венесуэльском треке на одного игрока. Достижение всех текущих предметных результатов в двусторонних отношениях стало возможным только в силу сложившихся доверительных контактов с президентом боливарианской республики. Можно сказать, что российско-венесуэльские отношения представляют собой «персональные отношения РФ с Чавесом». В случае ухода этого политического деятеля с занимаемой должности существует высокая вероятность пересмотра Каракасом текущего формата взаимодействия. Причем сделано это будет в одностороннем порядке. Венесуэла может просто поменять вектор своих внешнеполитических приоритетов с российского на американский. Условием для такого «кульбита» является прямо противоположная позиция политических оппонентов Чавеса и правящей в стране Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ).

Оппозиционная коалиция «Фронт демократического единства» рассматривает социалистов не просто как политических оппонентов, а как идеологических противников, выступая против всех инициатив правительства во внешней и внутренней политике. Данное обстоятельство делает российско-венесуэльские контакты одной из «первых жертв» либералов. Если они смогут получить контроль над исполнительной властью, доверительные связи с РФ будут разорваны. Это действие будет позиционироваться как акт низложения одного из главных внешнеполитических символов режима Чавеса.

Преодоление «чавесозависимости» возможно только в случае установления политических контактов с партиями, входящими в состав «Фронта демократического единства». Однако пока такое развитие событий представляется маловероятным. Во-первых, потому что взаимодействие с венесуэльской оппозиции требует глубокой работы на треке, концентрированного внимания к местным политическим процессам. Подобный подход Москва в Латинской Америке практически не практикует. Она предпочитает вести дела с теми, кто находится у власти. Это проще в политическом плане, особенно учитывая ограниченность российских политико-дипломатических ресурсов. Во-вторых, выход на «Фронт демократического единства» может вызвать справедливое недовольство Чавеса и его окружения. Пока ЕСПВ достаточно уверенно контролирует парламент, и любые заигрывания с оппозицией могут быть расценены официальным Каракасом как вмешательство во внутренние дела страны. Ответом на действия Москвы может стать ограничение текущих двусторонних контактов.

Получается, что пока РФ не может развивать резервные каналы связи с венесуэльскими элитами. Тем не менее, если Москва заинтересована в поддержании стабильных и долгосрочных связей с боливарианской республикой, ей рано или поздно придется искать возможности для игры «через голову» Чавеса.