Россия собирается активизировать контакты с Ливаном

Россия собирается активизировать контакты с Ливаном6 октября 2010 года МИД РФ распространил информацию о назначении Александра Засыпкина послом РФ в Ливане. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующий указ 1 октября.
Назначение Засыпкина — кадровая инициатива, преследующая своей целью оживление политико-экономических связей между Россией и Ливаном. В Бейрут был отправлен кадровый дипломат, имеющий солидный опыт работы в странах Ближнего Востока. В 1993-1994 годах Засыпкин работал советником-посланником в посольстве РФ в Йемене. С 1994 по 1999 год он занимал аналогичную должность в Сирии. А с сентября 2002 по октябрь 2006 года Засыпкин являлся послом России в Йеменской Республике. В перерывах он работал в профильном для себя Департаменте Ближнего Востока и Северной Африки МИД России в должности заместителя департамента. Следует полагать, что на новом месте работы перед Засыпкиным будут поставлены конкретные задачи по интенсификации взаимодействия с Ливаном и развитии связей с республиканским политическим руководством. Такую работу может выполнить только человек, имеющий опыт работы в ближневосточных странах и знающий арабский язык и менталитет (Засыпкин в полной мере этим требованиям соответствует).

Бейрут интересен Москве по целому ряду причин. Во-первых, относительно перспективным является развитие двусторонних торгово-экономических связей (в том числе в области энергетики). Ливанский рынок обладает качествами относительно новой площадки для российского бизнеса. Причем расширение торгово-экономических связей с республикой особенно важно в контексте планов администрации Дмитрия Медведева добиться усиления позиций РФ в мировой экономике. Во-вторых, в перспективе Ливан может выступить в качестве важного потребителя российских систем вооружения. В настоящее время политические возможности Бейрута по этому треку ограничены. В том числе потому, что на территории страны размещены миротворческие силы ООН. Однако нельзя исключать, что уже в 2011 году республика сможет активизировать работу по модернизации своих вооруженных сил. Тем более что она продолжает оставаться в состоянии войны с Израилем. Наконец, в-третьих, на повестке дня остается вопрос о возможном признании Ливаном независимости Абхазии и Южной Осетии. Формально дискуссия по данной теме отошла на второй план, однако она остается в числе наиболее приоритетных для российского руководства.

Одним из основных сегментов активизации контактов с Ливаном должен стать посол РФ в этой стране. Несмотря на снижение значимости посла во внешней политике государств, роль этой должности на Ближнем Востоке остается достаточно высокой. Выявить специфику неформальных элитных связей, внутриправительственного баланса сил, установить контакты с настроенными на сотрудничество контрагентами в странах региона может только посол. Именно он работает непосредственно «на месте» и способен осуществлять долгосрочное изучение целей и мотиваций местного политического руководства. Без активного привлечения послов к разработке решений проводить эффективную политику в регионе Ближнего и Среднего Востока в настоящее время достаточно сложно. Особенно если потенциал глав дипломатических миссий не уравновешен специальным представителем президента или правительства по вопросам ближневосточного мирного урегулирования.