Москва-Париж: премьерская дипломатия

Москва-Париж: премьерская дипломатия5 октября 2010 года «на полях» инвестиционного форума «Россия зовет!» председатель правительства РФ Владимир Путин провел встречу с министром экономики, промышленности и занятости Франции Кристин Лагард. Политики обсудили перспективы взаимодействия в финансово-экономической сфере на двустороннем и многостороннем уровне, а также основные направления межгосударственного экономического диалога.

Встреча Путина с Лагард — плановое политическое мероприятие, направленное на укрепление контактов между Москвой и Парижем в области экономики. Может сложиться впечатление, что у таких консультаций «на полях» не может быть какого-то серьезного содержания. Протокол в них превалирует над наполнением. Однако в практике актуальных российско-французских отношений основные дела ведутся именно в рамках таких встреч, особенно если в них участвует российский премьер. Связано это с тем, что с 2008 года Путин установил предельно доверительные контакты со своим французским коллегой Франсуа Фийоном. И во многом именно в рамках дипломатии премьеров стороны рассматривают все наиболее предметные вопросы двусторонних отношений. Не стала исключением и встреча 5 октября, где Лагард выступила в качестве «доверенного представителя» своего босса.

Проведение консультаций на полях форума «Россия зовет!» потребовалось для решения, как минимум, двух конкретных вопросов. Первым из них стало согласование позиций сторон в преддверии трехстороннего саммита РФ, ФРГ и Франции в Довиле. Участие в нём от России примет президент Дмитрий Медведев. Следует полагать, что в ходе консультаций 5 октября Путин обозначил основные положения российской позиции по финансово-экономическим вопросам, которые будут официально озвучены в ходе переговоров в Довиле. А вторым вопросом выступило финальное согласование графика межправительственных контактов до конца 2010 года. Далеко не случайно, что в ходе открытой части встречи с Кристин Лагард Путин сообщил прессе, о том, что его главный конфидент Фийон посетил РФ в декабре 2010 года. Более чем вероятно, что помимо данного визита российский премьер и французский министр рассмотрели и другие двусторонние встречи, прямо касающиеся политико-экономических отношений по линии Москва-Париж.

Встреча Путина с Лагард является свидетельством двух важных функциональных нюансов современных российско-французских отношений. Во-первых, она показывает, что контакты между сторонами по премьерской линии настолько налажены, что не требуют присутствия обоих глав правительств. Премьерская дипломатия между Москвой и Парижем может функционировать как с ними, так и без них. Данный факт придает двусторонним связям дополнительную прочность, расширяя пул субъектов, участвующих в согласовании и принятии политико-экономических решений. Во-вторых, консультации Путина и Лагард говорят о том, что основным каналом связи Кремля с республикой является аппарат правительства России. Все ключевые инициативы, которые озвучиваются на высшем уровне, проходят предварительную проработку на уровне правительств. Именно Путин и Фийон являются в настоящее время главными творцами двустороннего взаимодействия.

Делегирование основных полномочий в диалоге по линии Москва-Париж от президентов к премьерам объясняется ограниченным интересом Николя Саркози к РФ. Придя к власти, действующий французский лидер сделал ставку на восстановление доверительных контактов с США и НАТО. Россия в его системе координат играла куда менее значимую роль, чем при предыдущем президенте Жаке Шираке. В результате основным куратором русского трека стал глава правительства, для которого подобные функции явились своеобразной компенсацией за ослабление политического веса. Саркози серьезно ослабил полномочия премьер-министра, сделав «теневым куратором» исполнительной власти Пятой республики генерального секретаря Елисейского дворца. В настоящее время эту должность занимает Клод Геан — неформальный лидер «ближнего круга» президента.