РФ и Норвегия: деловые отношения с «личными» интересами

15 сентября 2010 года в Мурманске прошли российско-норвежские переговоры на высшем уровне под председательством президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра королевства Йенса Столтенберга. Центральным эпизодом переговоров стало подписание договора о границе и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Саммит в Мурманске показал, что РФ и Норвегия развивают деловые отношения с личными интересами. Главной целью договора стало определение сфер энергетического влияния в акватории Северного Ледовитого океана. На основании соглашения стороны могут начинать разведку месторождений в обозначенном регионе, не конкурируя друг с другом. Напротив, документ подразумевает совместное использование месторождений, если они разделены государственной границей. Принцип взаимовыгодной кооперации должен сводить на нет «дух соперничества». Предвосхищая потенциальную «битву за ресурсы» в Арктике, стороны поспешили согласовать двусторонние правила игры до того момента, пока к ним не присоединились более влиятельные субъекты в лице Соединенных Штатов и Канады. Такой прагматичный подход позволит им в последующем блокироваться при решении вопросов о дальнейшем разграничении арктического шельфа.

Предметное содержание договора говорит о том, что Москва и Осло сближаются, решая собственные задачи. Для РФ принципиально важно сохранить одну из лидирующих позиций в области добычи нефти и газа. Делая ставку на потенциальные месторождения Арктики, российское руководство дало понять, что не намерено отказываться от энергетической ориентированности своей экономики. Напротив, оно будет сохранять статус центрального сегмента производства. Данный факт ставит под сомнение целесообразность концепции инновационного развития, поддерживаемой Медведевым. Наращивание высокотехнологичного производства в РФ не будет экономически рентабельным до тех пор, пока страна продолжит ориентироваться на получение львиной доли доходов в бюджет от экспорта нефти и газа. Для Норвегии же тема разграничения границы в Северном Ледовитом океане имеет как экономическое, так и внутриполитическое очертание. Потенциальные месторождения в Арктике — гарантия сохранения крупных социальных программ в рамках концепта «государства всеобщего благоденствия», расширения собственных финансовых резервов и политического веса в Евро-Атлантике. Совпадения политических позиций сторон при этом не происходит. В рамках одного направления РФ и Норвегия ориентированы на проблемы собственного социально-экономического развития.

Несмотря на то, что в российско-норвежском диалоге по Арктике была поставлена точка, конечного решения в этом вопросе пока нет. К активной игре не приступили Соединенные Штаты. Администрации Барака Обамы не до этого. Все усилия Вашингтона сосредоточены на проблемах Ближнего и Среднего Востока. Однако подписание российско-норвежского договора может стать катализатором более активной деятельности США. Данный факт ограничивает возможности Москвы и Осло для получения статуса преференциальных кураторов региона. При проведении политики на данном направлении им придется учитывать мнение Вашингтона.