Адская машина Дракулы

Адская машина ДракулыУкраине стоит взять пример с Румынии, где ведется настоящая война с коррупционерами высшего эшелона.

Хотите увидеть, как нужно бороться с коррупцией? Перефразируя незабвенного Па-никовского, скажу: поезжайте в Бухарест и спросите. 13 лет назад там создали адскую антикоррупционную машину, работающую до сих пор. На днях, например, Апелляционный суд Румынии отправил за решетку самого богатого человека страны — миллиардера Иоана Никулае. По данным следствия, в 2009 году бизнесмен финансировал избирательную кампанию кандидата в президенты от Социал-демократической партии Мирчу Джоанэ. В обмен требовал места для своих людей в министерстве экономики.

И это лишь эпизод целой войны с коррупционерами высшего эшелона, которая приобрела здесь черты мексиканского сериала. Местные журналисты постоянно дежурят под стенами Национального антикоррупционного директората (DNA), куда ежедневно вызывают либо министра, либо члена парламента, либо олигарха. У всех на устах один вопрос: «Кого обвинят сегодня?»

Для интереса со стороны прессы есть все основания. Советник бывшего президента Румынии Траяна Басеску Юлиан Кифу рассказал мне, что за последние десять лет в тюрьму угодили экс-премьер страны Адриан Нэстасе и родной брат самого Басеску, когда тот находился еще у власти. Кроме того, выдвинуты обвинения в коррупции матери и сестре нынешнего главы правительства Виктора Понты, а также 13 министрам. Вдобавок проводится расследование в отношении 20% членов парламента и десяти глав регионов страны. В некоторых случаях дело доведено до суда.

По румынским критериям, крупным преступлением считается взятка от €10 тыс., злоупотребление, касающееся вопросов, в которых фигурирует сумма свыше €200 тыс., и, в принципе, любое злоупотребление чиновника высокого уровня — парламентария, сенатора, члена правительства — без привязки к размеру ущерба или взятки. Более тысячи подобных дел завершились обвинительными приговорами.

Примечательно, что исследованиям DNA доверяют около 55% румын (больше, чем какому-либо политику), а количество обращений граждан по поводу коррупции в прошлом году выросло на 78%. Сделать это просто —. достаточно заполнить соответствующую форму на сайте ведомства. Правда, анонимные сообщения не принимают.

Также в дирекции есть специальный департамент, отслеживающий публикации о коррупции в прессе.

Румыния сегодня — идеальное место для того, чтобы убедиться: любой миф может быть разрушен. Так же, например, как расхожий миф о графе Дракуле. Ежегодно туристы со всей Европы стремятся посетить его замок в трансильванском городе Бран. Но, к моему разочарованию, выяснилось, что сам Дракула, вернее выдающийся румынский государственный деятель Влад Цепеш, противоречивый политик, напоминающий своей жесткостью московского царя Ивана Грозного, ночевал здесь всего раз. Ну и вампиром, конечно, не был.

Для того чтобы изменить страну, румыны бросили все силы на развенчание другого мифа — о непобедимости коррупции, которая, как вампир, высасывает из государства все соки. В Румынии решили забить добротный осиновый кол в сердце коррупции. Хотя, в отличие от героев романа Дранула Брэма Стокера, делать это они начали отнюдь не из христианской добродетели.

В самой DNA говорят, что по-настоящему колеса антикоррупционной машины закрутились лишь в 2005 году — спустя три года после создания агентства и за пару лет до вступления страны в Евросоюз. Сейчас они продолжают вращаться, поскольку страна планирует присоединиться к Шенгенскому соглашению. Для этого, по словам Юлиана Кифу, Румынии необходимо построить независимую судебную систему и побороть коррупцию. «Мы признали, что у нас есть проблема, и создали одну из наиболее эффективных антикоррупционных систем в Европе»,— говорит он.

Вот еще один случай, убедительно доказывающий: противостоять демону коррупции сможет лишь слепая машина. Как-то болгарский журналист отправился на интервью к одному из румынских чиновников. Главной темой их разговора должна была стать борьба с коррупцией. Но чиновник на встречу так и не явился. Позже выяснилось, что в тот день его арестовали. За коррупцию.

Румынский опыт дает ответ и на украинский вопрос, почему подобная машина до сих пор не создана у нас. Во-первых, нет реального стимула вроде перспективы членства в ЕС. Во-вторых, те, кто у власти сегодня, завтра вполне могут попасть в жернова такой машины. И потому избегают создания эффективной системы, как черт ладана или Дракула — чеснока.

Именно поэтому так медленно идет процесс создания Антикоррупционного бюро. Именно поэтому так долго не могли снять бывших генпрокуроров Ярему и Махниц-кого. Борьба с коррупцией нужна только тем, кому нечего скрывать. Много ли таких сегодня во власти?

Андрей Юхименко