Диалог в режиме опосредованного давления

31 августа 2010 года исполнительным директором Международной правозащитной организации Freedom House был назначен Дэвид Крамер. К исполнению своих обязанностей он приступит 4 октября. Крамер был заместителем государственного секретаря США Кондолизы Райс. Во внешнеполитическом ведомстве США он занимался вопросами прав человека и развития демократии, а также в течение трёх лет в статусе помощника Райс курировал отношения с РФ, Молдавией, Белоруссией и Украиной. До прихода в Госдепартамент Крамер был заместителем директора российских и евразийских программ Фонда Карнеги.

Назначение Крамера говорит о том, что Россия и Запад развивают диалог в режиме опосредованного давления. Откровенного размежевания между сторонами не происходит. Однако государства Евро-Атлантики, ведомые США, время от времени санкционируют инициативы, идущие вразрез с российскими интересами. Смена руководителя Freedom House — действие из этой же серии. С 1991 года базирующаяся в Соединенных Штатах неправительственная организация Freedom House зарекомендовала себя как ярый и агрессивный критик общественно-политического развития России. Аналогичный подход у данной структуры сохраняется и в настоящее время. Назначение Крамера, занимающегося российской тематикой, следует расценивать как способ усиления давления на РФ в области оценки гражданских прав и свобод. При Крамере Freedom House, с большей долей вероятности, продолжит курс на сознательное выявление «вопиющих отклонений» в политическом и общественном развитии России от навязываемых организацией американских «догм». В пользу этого свидетельствует политико-экспертное реноме Крамера. В период работы в аппарате Райс в 2008 году он участвовал в кампании по обоснованию политического размежевания между РФ и США.

В то же время говорить об откровенном «разрыве в отношениях» между сторонами пока не приходится. Вашингтон и европейские игроки стараются не идти на откровенное обострение, сохраняя относительно позитивную тональность в двустороннем политическом диалоге на официальном уровне. Подобный подход объясняется ослаблением позиций США на мировой арене. По сравнению с 2001-2008 годами, Америка уже не может в одностороннем порядке навязывать свою волю остальным международным субъектам и провоцировать конфликты с глобальными и региональными лидерами. Сказывается заметное ослабление экономического потенциала США за время кризиса 2008-2009 годов, а также комплекс внешнеполитических проблем, доставшихся администрации Барака Обамы от кабинета Джорджа Буша-мл. В силу этого Соединенные Штаты вынуждены с большим вниманием прислушиваться к мнению других влиятельных мировых игроков, к числу которых относится и Россия.