Российско-французские отношения

Команда Николя Саркози рискует потерять власть после президентских выборов 2012 года
7 сентября 2010 года в Париже состоится девятое заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны двух стран. От РФ участие в нём примет министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Анатолий Сердюков.

Проведение встречи высокопоставленных представителей российского и французского правительств — регулярное военно-политическое мероприятие, подтверждающее стабильность контактов между Москвой и Парижем. Руководители внешнеполитических и оборонных ведомств соберутся почти год спустя после своей предыдущей встречи в РФ (состоялась 1 октября 2009 года). В центре внимания сторон окажется обсуждение текущего состояния двусторонних отношений и поиск возможностей для их интенсификации на политическом и военном треках. Одновременно участники саммита в своих публичных заявлениях, скорее всего, отметят конструктивный характер текущих российско-французских отношений, а также отлаженость механизма обсуждения предметных договоренностей.

Главная интрига заседания Совета сотрудничества по вопросам безопасности состоит в том, что оно пройдет в условиях заметного ослабления внутриполитических позиций кабинета Николя Саркози. Действующее французское правительство, сформированное либерально-консервативным Союзом за народное движение (UMP), испытывает всё более жесткое давление со стороны своих политических оппонентов. В перспективе эта тенденция может привести к потере UMP статуса правящей партии и президентского поста. 14 и 21 марта с.г. Союз за народное движение практически по всей стране проиграл выборы в региональные органы власти, уступив своему главному сопернику в лице Социалистической партии. 19 июня 2010 года бывший видный представитель UMP Доминик де Вильпен основал свою «альтернативную» либерально-консервативную партию «Солидарная республика» и недвусмысленно дал понять, что готов участвовать в президентских выборах-2012. В настоящее время де Вильпен заметно опережает Саркози по уровню популярности у избирателей, что делает его главным кандидатом на пост главы государства от «правых». Наконец, 7 сентября, то есть в день российско-французской встречи, во Франции начнется серия забастовок против непопулярной пенсионной реформы. Организующие эту массовую акцию профсоюзы выступят на стороне социал-демократов и их лидера, первого секретаря партии Мартин Обри. Согласно опросам Обри является основным претендентом на должность президента. Её поддерживают порядка 45-48% избирателей. При этом левая оппозиция располагает серьезным кадровым резервом. К числу кандидатов от партии на пост главы государства относятся также Сеголен Руаяль, Франсуа Олланд (уже официально объявил о своём намерении участвовать в выборах) и Доминик Стросс-Кан.

Получается, что текущие российско-французские отношения развиваются на фоне очевидного обострения предвыборной борьбы в Пятой республике. Саркози уже не может быть уверенным в своём благополучном переизбрании на второй срок. Более того, в случае сохранения текущих политических тенденций, возникнет угроза его поражения на президентских выборах. Вероятность такого сценария всё более очевидна, так как действующий глава государства находится под давлением не только оппозиции, но и своих нынешних и бывших политических единомышленников.

В Союзе за народное движение нет единства мнений по вопросу о том, какого кандидата поддерживать в 2012 г. Формально претендентом «номер один» является Саркози. Придя к власти в 2007 году, он фактически узурпировал все основные рычаги партийного руководства, оттеснив соратников на задний план. В настоящее время главным проводником идей президента в руководстве Союза является Ксавье Бертран. Однако Саркози не смог переиграть де Вильпена, вышедшего из состава UMP. Вовлечение бывшего премьера в «дело Clearstream» не только закончилось впустую, но и подтолкнуло де Вильпена к началу собственной политической карьеры.

Саркози не имеет прочной политической поддержки ни со стороны ряда группировок в Союзе за народное движение, ни со стороны правых избирателей. Де Вильпен, поддерживаемый бывшим президентом Франции Жаком Шираком, располагает достаточно крупным пулом своих сторонников внутри UMP. Главным «вильпенистом» в рядах правящей партии выступает депутат Эрве Маритон. Более чем вероятно, что благодаря поддержке лояльных фракций UMP и собственным лидерским качествам, де Вильпен сможет переиграть Саркози в ходе предвыборной гонки-2012 на правом фланге. Более того, нельзя исключать и итоговой победы ставленника Ширака над Обри. На руку де Вильпена играет усталость французских избирателей от социалистических экспериментов 1980-1990-х гг. в экономической и социальной сфере. Кроме того, важным доводом против Обри является недовольство большей части французского общества издержками излишне мягкой миграционной политики. Заигрывание с выходцами из бывших французских колоний посредством предоставления им возможности льготного проживания в Пятой республике не одобряется практически во всех регионах страны. Умеренное использование националистической тематики (особенно на фоне откровенной слабости реальных националистов в лице Национального фронта), вместе с осторожной социально-экономической программой способны оказаться для избирателей куда более привлекательными, чем социально-экономический и миграционный популизм Обри и Руаяль.

Смена политического руководства Пятой республики неизменно приведет к изменениям в аппаратной и персональной схеме российско-французских связей. В настоящее время контакты с Москвой курируются командой премьер-министра Франсуа Фийона. В её состав входит ряд политических советников главы правительства, имеющих русские корни. Это Жан де Буасю (сын князя Мещерского и французской аристократки Антуанетты де Буасю) и Игорь Митрофанофф. Оба они настроены на поддержание партнерских контактов с РФ. В частности, именно Митрофанофф был главным лоббистом запуска процесса сближения кабинета Саркози с Россией в 2008-2009 гг. Поражение действующего президента на выборах-2012 неизбежно приведет к смене персоналий в пуле ведомств, курирующих вопросы внешней политике в Матиньонском дворце. При этом нельзя исключать, что разработка и принятие решений по русскому треку внешней политики Франции перейдет от аппарата правительства на набережную Кэ д’Орсе (то есть в МИД республики).