Последний раз ценные бумаги растущих компаний были в моде, когда NASDAQ достиг своего пика. Хотя в рамках текущего подъема они росли достаточно хорошо, история показывает, что в долгосрочной перспективе лучшие показатели демонстрируют недооцененные акции. С учетом этого, похоже, акции растущих компаний не смогут блистать до тех пор, пока рынок не «расплавится», как в 1999 г. Такая перспектива вряд ли кого-то осчастливит.
Идея, которая лежит в основе инвестирования в рост, сводится к поиску компаний, которые будут показывать хорошие результаты в будущем. Ведь инвесторы постоянно недооценивают возможности роста, если они еще не подтверждены. Вознаграждение получает тот, кто уверен в повышении стоимости. В плохие времена рост в дефиците, поэтому бумаги успешных компаний дорожают. Одновременно с этим рынок изобилует недооцененными акциями, которые торгуются дешевле, чем должны при существующих показателях предприятия. Следовательно, компании, которые повышают свою прибыль в трудных условиях, будут иметь непропорциональный успех.
Это приблизительно то, что произошло в последние пять лет. Как и прогнозировалось, рост победил стоимость в течение кризиса и после него. С момента, когда мировые рынки достигли пика в октябре 2007 г., индекс MSCI World Value упал приблизительно на 8%, тогда как аналогичный индекс акций растущих компаний поднялся на 10%. Та же самая модель наблюдается и в США, где за тот же период индекс недооцененных акций Russell 3000 вырос на 10% по сравнению с повышением индекса акций растущих компаний на 38%.
Тем не менее может произойти «расплавление», которого так боялись. Возвращение корпоративных поглощений с непомерно высокими оценками стоимости, например покупка компанией Facebook приложения WhatsApp за $19 млрд, тревожно напоминает 1999 г. Однако при отсутствии таких сделок что будет доказательством роста?
Ник Томпсон возглавляет направление разработки стратегий по американским акциям в компании Janus, возможно, наиболее известном в мире инвесторе, вкладывающем в рост. Фонд Janus 20, покупающий только акции 20 растущих компаний с высоким уровнем капитализации, в 1998 и 1999 г. рос на 60% ежегодно. Однако во время последовавшего затем резкого падения он опустился на 65,7% по сравнению с 40,6% снижения S&P 500. В течение долгого времени этот тернистый путь давал высокие доходы — с 1995 г. фонд опережал S&P 500 почти на 2 процентных пункта в год.
Аргументы Томпсона в пользу роста убедительны. Во-первых, разрыв цены между акциями растущих компаний и недооцененными бумагами обоснован. Согласно MSCI, балансовая стоимость акций растущих бизнесов в 1,38 раза превысила балансовую стоимость бумаг недооцененных компаний. Это корреспондирует с нормой прошлого десятилетия. В 2000 г. разрыв составлял более пяти раз. Далее он утверждает, что можно определить компании с прорывными технологиями, а их способность захватить рыночную долю не была заложена в цене акций. Наконец, Томпсон настаивает, что хотя рынок в целом не является дешевым, он достаточно дешевый, чтобы позволить расти акциям компаний, прибыли которых растут. Janus остается верна методам исследования, которые она обнародовала в 1990-е. Вместо того чтобы смотреть на балансы, компания оценивает изменения в реальном мире, пытаясь определить готовящиеся прорывные изменения. В связи с этим в поле зрения попадают такие направления, как розничная онлайн-торговля или лечение гепатита С. Для получения блестящей статистики посмотрите на разрастание кода программного обеспечения в относительно простых устройствах. В 1980-х шаттлы выходили на орбиту с 500 тыс. строк программного кода. Сейчас средние автомобили премиум-сегмента напичканы ПО с 100 млн строк. Это открывает возможности для компаний, производящих датчики и микроконтроллеры.
Однако в противовес этому есть шквал свидетельств того, что на пути инвестирующих в рост возникают трудности. Эта проблема обнаружилась в недавнем отчете команды исследователей из компании HOLT, входящей в финансовый конгломерат Credit Suisse. Вознаграждение для любого, кто успешно спрогнозирует, прибыльность каких акций вырастет, огромно. Покупка акций ведущих 40% компаний с перспективой увеличения прибыли и при этом продажа 40% с самыми низкими ожиданиями роста дает доход в 11,56% в год.
Однако эти показатели были такими впечатляющими только потому, что рынок в совокупности не смог увидеть приближение такого существенного роста. Определив компании, которые полностью оценивались на основе мощной способности приносить прибыль, и поделив акции на четыре группы согласно рыночной доле компаний и их росту, аналитики Credit Suisse выявили, что показатели «дойных коров» (медленно растущих компаний с большой рыночной долей) были самыми лучшими. Самые худшие результаты были у «трудных детей» — быстрорастущих компаний с небольшой долей рынка.
Эти выводы остались справедливыми даже тогда, когда аналитики Credit Suisse поделили компании по критерию дороговизны/дешевизны их акций. Даже при выдающейся цене акций компании, ориентированные на рост, отставали от предприятий, ориентированных на стоимость.
В конечном итоге преимущество стоимости объясняется просто. Оно требует рассматривать вещи такими, какими они есть. Рост требует предсказывания будущего. Те, кто может это делать, безусловно, получат вознаграждение. Однако инвестирование в рост будет сложным способом заработка денег, даже если на рынке повторится 1999 г.