Небанковское кредитование набирает популярности

Небанковское кредитование набирает популярностиВ последние годы BDC стремительно росли, поскольку инвесторы искали активы с большей доходностью, а традиционные банки отказались от некоторых видов кредитования. Эти структуры снискали одобрение политиков, которые считают BDC полезным способом обеспечения кредитами малых и средних компаний, но одновременно вызвали критику, потому что являются частью растущего сектора нерегулируемых небанковских кредиторов. «К сожалению, люди называют это системой теневого банкинга, — говорит Леонард Танненбаум, генеральный директор компании Fifth Street Management, которая консультирует две публично торгуемые BDC. — Мне не нравится это название, но происходит именно это. Мы заполняем пустоту».

Концепция BDC была введена законом США в 1980 г., чтобы создать пути финансирования корпоративных кредитов. Компании по развитию бизнеса могут инвестировать в широкий спектр активов — от займов до субординированных долгов, но при этом почти не платят или совсем не платят корпоративный налог. В отличие от банков, заимствование BDC на рынке ссудного капитала жестко ограничено: соотношение заемных и собственных средств может составлять максимум один к одному. Другими словами, долги BDC не могут превышать собственный капитал.

Теперь некоторые политики предложили законопроект, согласно которому возможно удвоение количества заемных средств, которое может взять BDC, чтобы увеличить приток заемных средств в корпоративную Америку. Хотя многие считают, что вероятность принятия этого документа невелика, он тем не менее вызвал горячую дискуссию вокруг преимуществ и недостатков роста BDC и других элементов системы теневого банкинга. «Реструктурируя банковскую систему, регуляторы перемещают неликвидные продукты, которые когда-то были на балансах банков, в более публичные инвестиционные структуры, и это создает инвестиционные возможности», — отметил Джонатан Бок, аналитик Wells Fargo (крупнейший банк, который кредитует BDC).аже крупные инвестиционные компании начинают этим заниматься. Например, подразделение Goldman Sachs по управлению активами планирует зарегистрировать собственную BDC, а частная инвестиционная компания TPG Capital готовит первичное размещение акций своей BDC — TPG Specialty. Между тем у инвестиционного гиганта Apollo уже давно есть публичная компания по развитию бизнеса. «Каждый фонд с кредитным бизнесом хочет иметь доступ к постоянному капиталу и не быть обязанным возвращать деньги каждые семь лет, — заметил один банкир с рынка капитала. — Этим и объясняется желание иметь публичную BDC».

Впрочем, даже крупные инвестиционные компании начинают этим заниматься. Например, подразделение Goldman Sachs по управлению активами планирует зарегистрировать собственную BDC, а частная инвестиционная компания TPG Capital готовит первичное размещение акций своей BDC — TPG Specialty. Между тем у инвестиционного гиганта Apollo уже давно есть публичная компания по развитию бизнеса. «Каждый фонд с кредитным бизнесом хочет иметь доступ к постоянному капиталу и не быть обязанным возвращать деньги каждые семь лет, — заметил один банкир с рынка капитала. — Этим и объясняется желание иметь публичную BDC».

Хотя BDC обычно привлекали средства на фондовом рынке, некоторые из них сейчас продают необеспеченные обязательства крупным институциональным инвесторам, чтобы диверсифицировать источники финансирования и подготовиться к неизбежному повышению процентных ставок. У необеспеченных обязательств с фиксированной ставкой, которые проданы крупным инвесторам, по мнению Бока, «низкая вероятность, что их у вас заберут», ведь «у вас нет рисков, связанных с ликвидностью, как у кого?нибудь, кто финансировал свой бизнес с помощью револьверных банковских ссуд».

В то время как авторитетные представители в отрасли BDC лоббируют этот законопроект, некоторые беспокоятся, что, разрешив этим структурам занимать больше, можно увеличить риски в быстрорастущей отрасли. Активы публично торгуемых BDC выросли с около $28 млрд в начале 2008 г. до $43 млрд в третьем квартале 2013 г. Это означает, что BDC отвечают за более чем четверть кредитов, предоставленных в прошлом году американским компаниям среднего размера. Таковы данные Thomson Reuters.

По мнению других критиков законопроекта, некоторые BDC просто хотят увеличить свою доходность, которая сейчас в среднем составляет более 9%, в то время, когда их кредитные спреды уменьшаются, из?за чего им сложнее генерировать сверхприбыли для своих инвесторов. Сторонники законопроекта утверждают, что он позволит BDC более осторожно инвестировать, поскольку у них будет больше свободы, чтобы вкладывать в менее доходные активы. К тому же BDC остаются далеко не системообразующими: в худшем случае убытки будут возложены только на инвесторов, а не распространятся по всей финансовой системе, как это было в 2008 г.