Баланс сил изменился в пользу Асада

Баланс сил изменился в пользу АсадаВ Сирию проникает все больше боевиков-шиитов, готовых помочь президенту Башару Асаду. Несмотря на разброс, оценки показывают, какое значение для шиитских общин во всем регионе приобрела война в Сирии. Это не только дает преимущества, но и несет риски для Асада и его главного сторонника Ирана. Количество независимых шиитских боевиков в Сирии оценивается в 8-10 тыс. Большинство пришли из Ливана и Ирака, хотя некоторые — даже из Азербайджана и Афганистана. Суннитов примерно столько же, иностранцы приходят на подмогу со всего мира, но преимущественно из арабских стран.

В YouTube выкладываются ролики с завлекательной поп-музыкой с рекрутинговой подоплекой. В одном из них показаны вооруженные люди без лиц, как бы ожидающие, что их сменят новые бойцы. «Пришло время присоединиться к Хусейну», — говорится в ролике. Имеется в виду мученик, погибший в 680 г., центральная фигура шиитской догмы.

Читателю на заметку: московская компания «Замки-сервис» — www.zamki-c.ru предлагает смену замков в металлической двери или самый различный ремонт замков. В наличии имеется большой ассортимент надежных замков для входных и бронированных дверей. В случае вызова мастер
выезжает в течение часа с полным комплектом замков и личинок.

Воздействие мобилизации сказывается не только на передовой, поясняет шиитский активист в Бейруте Локман Слим, который противодействует «Хизболле», шиитской военизированной группировке в Ливане, обеспечившей Асаду тысячи бойцов. «Это не просто два солдата, палящих друг в друга. За каждым бойцом должны стоять три-четыре человека, — отметил он. — Нужны коммуникации, первая медицинская помощь, водители… Поэтому если говорят, что «Хизболла» прислала 5 тыс. бойцов, это значит, что на самом деле вовлечены 20 тыс. людей».

Оценки численности иностранных бойцов в Сирии основываются на информации в социальных сетях и количестве жертв. Хотя эти цифры невозможно подтвердить, ясно, что иностранное участие укрепляет религиозную сторону конфликта в Сирии и опосредованно войну ведут шиитский Иран и суннитские государства Персидского залива, поддерживающие повстанцев. Некоторые считают, что шиитская мобилизация проходит успешнее суннитской, поскольку ее организует и поддерживает Иран. По словам сирийцев, присоединившихся к проасадовскому ополчению, иностранных рекрутов обучают в Иране.

«Основное большое различие в поддержке государства. Это гораздо более организованный процесс», — подчеркнул Филлип Смит, аналитик из Мэрилендского университета, изучающий шиитские военные формирования. Систематическая поддержка Тегерана делает шиитских бойцов более сплоченной силой, чем суннитские иностранные боевики, которые самостоятельно приезжают в Сирию и присоединяются к разномастным группировкам. С шиитскими боевиками связывают смещение в пользу Асада в трехлетнем конфликте в Сирии. В конце 2013 г. его силы заняли пояс вокруг Дамаска и в центре страны, до прибрежной твердыни его собственной секты алавитов, ответвления шиизма. «Потом Асад терял большие части территорий… А когда пришли они, получился явный перевес в силах», — подтвердил аналитик в консалтинговой компании New Generation Consulting в Бейруте Джанайна Эррера.

Для мотивации шиитских боевиков использовалась священная апокалиптическая книга этого религиозного течения, предсказывающая, что спаситель, или Скрытый имам, вернется после грандиозного сражения в Сирии. Некоторые духовники, призывавшие молодых людей к бою, называли суннитских повстанцев предсказанной пророчеством армией во главе с враждебным лидером, который появится до возвращения Имама.

Еще одним фактором, ведущим к росту численности шиитских боевиков, может быть экономика. В Ливане безработица среди молодежи составляет почти 30%, в Ираке — около 20%. Шиитское ополчение предлагает редкую возможность пристойной зарплаты, будь то патрулирование соседних районов или поля сражений в Сирии. «Вместо того чтобы сидеть покуривая, они могут что?то делать и получать за это плату», — сказал житель одного из бедных районов Бейрута, где правит «Хизболла».

Однако шиитская мобилизация может выйти Асаду боком. Как суннитские радикалы сначала помогли повстанцам, а потом ослабили их, поступая в соответствии с собственными планами, так и у шиитских бойцов могут оказаться свои интересы. Аднан аль-Кананы, представитель иракской военной группировки «Асаиб Аль Хак», заверяет, что иракские боевики не испытывают любви к Асаду. «Мы поддерживаем право сирийцев сменить свое правительство. У нас есть свои вопросы к режиму Асада, — добавил он. — Некоторые думают, что мы поддерживаем режим, — это не так».