Иностранные боевики уходят от сирийских повстанцев

Иностранные боевики уходят от сирийских повстанцевТакая тенденция говорит о снижении энтузиазма среди радикальных бойцов — мусульман-суннитов — и вызывает у чиновников западных спецслужб опасения, что эти бойцы могут направиться куда-нибудь еще.

По словам повстанцев и активистов, отток иностранных боевиков пока невелик, однако он свидетельствует о разочаровании, которое многие, судя по всему, ощущают из-за того, что проводят больше времени в борьбе друг с другом, чем с режимом Башара Асада. Согласно данным поддерживающей оппозицию правозащитной организации Syrian Observatory for Human Rights, за три месяца повстанческих боев на удерживаемых оппозицией территориях в северной и восточной Сирии погибли более 4 тыс. человек.

«Эти боевики убеждены, что они приехали бороться с деспотическим режимом, а не с повстанцами. Их численность не огромна, однако это важно, поскольку отражает уровень негодования среди иностранцев по поводу происходящего, — сказал Рами Абдельрахман, директор Syrian Observatory for Human Rights. — И боевики спрашивают: ради чего я должен погибнуть?»

Конфликт в Сирии начался три года назад как восстание против правления Асада, однако после жестоких карательных акций госбезопасности превратился в гражданскую войну. Факторы конфликта, связанные с вероисповеданием, втянули в него иностранных бойцов, вставших по обе стороны баррикад.

Оппозиция, состоящая преимущественно из сирийского суннитского большинства, привлекла боевиков-суннитов со всего мира, многие из которых воевали против вооруженных сил США в Афганистане и Ираке. Эти люди в 2012 г. помогли местным повстанцам захватить широкую полосу территории вдоль северной и восточной границы Сирии.

Активисты и повстанцы говорят, что среди уехавших домой иностранных бойцов — граждане Саудовской Аравии, Кувейта, Ливии, Туниса, Йемена и стран Европы. Некоторые из них направились в другие зоны конфликтов.

«Начиная со второй недели января… сотни если не более двух тысяч боевиков вернулись в свои родные страны», — сказал координатор сирийской повстанческой группировки «Фронт ан-Нусра», связанной с «Аль-Каидой».

Источники в западной и израильской разведках считают, что боевики-сунниты, закаленные в боях в Сирии, могут направиться для осуществления джихада в другие государства, где действуют радикальные исламские группировки, — например, в Ирак, Йемен и на египетский Синайский полуостров, граничащий с Израилем.

«На Синайском полуострове уже наблюдаются влияния из Сирии, — сказал один высокопоставленный чиновник израильской разведки. — Конечно, мы обеспокоены тем, что сюда прибудет больше боевиков, они будут вмешиваться в ситуацию… Мы хотим предотвратить ее ухудшение».

По оценкам, 11 тыс. иностранцев, участвующих в вооруженной борьбе с режимом Асада, остаются в Сирии. Европейские аналитики говорят, что выехавших боевиков немного, но они продолжают уезжать. Количество таких бойцов остается проблемой не только для стран Запада, которые боятся, что вернувшиеся боевики применят свои навыки для организации атак дома, но и для государств Персидского залива, например, Саудовской Аравии, откуда для участия в сирийском конфликте приехало очень много людей. В этом месяце Эр-Рияд установил для своих граждан, сражающихся за рубежом, двухнедельный срок для возврата домой; в противном случае они столкнутся со штрафами, размер которых не уточняется.

Бои между повстанцами начались в январе, кода альянс умеренных и исламистских группировок запустил кампанию против контролирования радикальной группировкой «Исламское государство Ирака и Шама» (ИГИШ) прибыльных пограничных переходов и нефтяных месторождений. Не входящие в ИГИШ боевики также были разъярены тем, что эта группировка захватила повстанческую территорию и что она сконцентрировалась на построении маленького независимого исламского государства между восточной Сирией и Ираком, а не на борьбе с Асадом.

ИГИШ сейчас сосредотачивает усилия на своем опорном пункте — северо-восточной провинции Рака — и продвижении далее на восток в провинцию Дейр-эз-Зор, что позволит ей бороться с другими повстанческими группировками за контроль над нефтяными месторождениями и связать свою территорию с соседним Ираком.

Источник, близкий к ИГИШ, пожелавший не назвать себя, сказал, что большинство связанных с группировкой боевиков, которые «сбежали» из Сирии, были направлены в Ирак. По словам одного западного чиновника от госбезопасности, иракские власти отметили рост численности боевиков.

Один сирийский боец бригады «Сукур аль-Шам» из северных регионов Сирии утверждает, что среди всех повстанцев нарастает разочарование: «Когда началась революция, сирийский джихад был чрезмерно идеализирован. Возможно, иностранцы начинают понимать, что он не так крупномасштабен, как они думали».