Ливия платит по считам

Ливия платит по считамПосле падения предыдущего режима международное сообщество и политическая элита Ливии совершили множество ошибок, которых в некоторых случаях можно было легко избежать. Их детальный анализ может не только помочь определить, как нормализовать ситуацию в стране, но и послужить предостережением при будущих политических изменениях в мире.

Фантастическая попытка тайно вывести из страны танкер с нефтью, предпринятая сражающимися за автономию повстанцами во главе с Ибрагимом Джадраном, хотя ей и воспрепятствовали американские десантники, вновь напомнила миру о смятении в Триполи. Несколько часов спустя как минимум девятеро были убиты, а семеро участников церемонии выпуска в военной академии в Бенгази (город на востоке Ливии) ранены во время бомбежки. Это событие продолжило серию приписываемых исламистам нападений на остатки вооруженных сил режима Каддафи.

Читателю на заметку: производственно-оптовая компания «Колибри» — colibry.nsk.su предлагает красивую и удобную детскую одежду оптом. Использование современных материалов и оборудования в сочетании  с высоким профессионализмом работников позволяют компании создавать одежду, отвечающую самым высоким требованиям.

Может, Ливия и не стоит на пороге гражданской войны или развала, но богатая нефтью страна опасно ослабевает в региональном и идеологическом смысле. По мнению проницательных наблюдателей, этот процесс можно было остановить и все еще можно замедлить.

Напуганные тем, как неудачно сложилось с Ираком, зарубежные сторонники укрепления Ливии пообещали не проводить наземных операций после свержения Каддафи, и гордые ливийцы согласились. Возможно, это была непростительная ошибка. Когда силы Каддафи исчезли, не было никого надежного, кто поддержал бы безопасность и контролировал оружие. Это и привело к возникновению вооруженных формирований, которые властвуют в стране и мешают ее политическому прогрессу.

Слабые временные правительства постоянно уступали требованиям разрастающихся ополчений. Те самые силы, что подрывают надежность правительства, числятся в его платежных ведомостях. Притом что каждый ополченец получает около $1000 в месяц, ни одно из временных правительств не инициировало программы по предоставлению рабочих мест или проведению общественных работ, которая убрала бы молодежь с улиц. В то же время ежегодно уходило $55 млрд на топливные и продовольственные субсидии и на госсектор, который мало что делал, помимо перекладывания бумаг.

Несмотря на обширные финансовые ресурсы, ни одно из временных правительств после Каддафи не представило эффективной программы выкупа оружия и не предприняло более чем символических усилий по взятию вооружений под государственный контроль. «Не было стратегии по разоружению», — говорит Клаудия Газзини из неправительственной организации International Crisis Group.Во многих отношениях политических ошибок временных правительств можно было легко избежать. Одно за другим правительства отвергали скромные требования ливийских меньшинств — берберов, туарегов и тубу — об основных языковых и культурных правах, отбрасывая потенциальных союзников по строительству государства. Вопреки обещаниям, раздутый, неэффективный госсектор никогда не был объектом реформ, его не пытались сделать более прозрачным, от чего коррупция только возрастала. Вызванное ею негодование и привело к укреплению позиций Джадрана, который в июле 2013 г. захватил основные нефтяные терминалы на Востоке и более чем наполовину сократил добычу сырья во имя «федерализма», требуя, чтобы Востоку доставалось больше ресурсов Ливии.

Наконец (и, возможно, это самое важное), под влиянием событий в соседнем Египте политическая элита Ливии ввязалась в отвратительную битву, стравливая местных «Братьев-мусульман» с их противниками. Таким образом, политический класс в борьбе за власть отложил критические, требующие немедленного решения проблемы. «Неправильными были умонастроения в целом, — сказал один из ливийских политических комментаторов. — В борьбе за власть сдавали все — от прав меньшинств до разоружения повстанцев». После падения Каддафи ожидалась некоторая политическая борьба. Однако политическая верхушка Ливии могла бы остановиться на гораздо более согласованном стиле. Многие считают, что она все еще может это сделать.