Коломойский остался с «Укрнафтой»

Коломойский остался с «Укрнафтой»Днепропетровский губернатор может спокойно управлять госкомпанией до 2016 года
Верховная Рада приняла поправку в закон об акционерных обществах, уменьшив кворум для собрания акционеров с 60% до 50% акций. Закон осложнит жизнь Игорю Коломойскому, который уже много лет контролирует полугосударственную «Укрнафту». Правда, поспорить с бизнесменом за управление предприятием государство сможет лишь в 2016 году.

Родом из нулевых

У закона о кворуме долгая история. Первый раз его приняли еще в 2006 году, инициатором выступил «юрист Ахметова» Юрий Воропаев. Тогда президент Виктор Ющенко наложил вето. Теперь закон отправят на подпись куму Ющенко — Петру Порошенко.

Как снижение кворума влияет на бизнес? Самый наглядный пример – «Укрнафта», где группа «Приват» с 43% акций через лояльный менеджмент, по сути, контролирует компанию. Попытки НАК «Нафтогаз України» сменить ее руководство или добиться выплаты дивидендов подопечные Игоря Коломойского могли легко заблокировать, попросту не явившись на собрание акционеров.

В прошлой декаде снижение кворума влияло не только на «Укрнафту», но и еще на ряд крупных предприятий, где соседствовали разные группы акционеров. Например, на Никопольский ферросплавный завод, за контроль над которым боролись Виктор Пинчук и Игорь Коломойский, или на «Крымский титан», где по 50% акций принадлежало государству и RSJ Дмитрия Фирташа. Зависел от него и «Киевстар», где вели корпоративные войны норвежский Telenor и российская «Альфа» Михаила Фридмана. Изменение нормы о кворуме могло изменить расклады.

Конфликты нулевых ушли в прошлое, но «Укрнафта» по-прежнему на слуху. Попытки государства выдавить из предприятия миллионные дивиденды, как правило, наталкиваются на категорическое неприятие у второй группы акционеров. Много шуму наделала история спасения «приватовских» заправок от штрафа Антимонопольного комитета. В конечном итоге их оператором стала «Укрнафта», выложившая за каждую АЗС неплохие деньги. Неслучайно в парламенте нового созыва появилось сразу два законопроекта о снижении кворума. Первый подала группа депутатов во главе с «радикалом» Олегом Ляшко. Второй – другая группа, в числе которой — экс-журналисты Сергей Лещенко и Мустафа Найем.

Во вторник парламентарии проголосовали за проект, предложенный лидером Радикальной партии. В предложенном радикалами тексте речь шла только о компаниях с долей государства. После того, как несколько депутатов указало на несоответствие этой нормы Конституции, ее немного изменили. Ляшко с голоса предложил распространить закон на все акционерные компании.

Нюансы толкования

Сразу после голосования депутат-радикал «поздравил» Игоря Коломойского ненормативной смской. В ответ Коломойский в схожем тоне дал понять Ляшко, что тот поспешил с поздравлениями.

Почему голосование не расстроило губернатора Днепропетровской области?

В законе речь идет о корпоративных правах государства. В случае с «Укрнафтой» есть нюанс: акции компании не оформлены на Фонд госимущества, а переданы в уставный фонд НАК «Нафтогаз України».

Кроме того, закон можно попробовать признать антиконституционным. «Конституция гарантирует равные права для предприятий разной формы собственности, здесь эта норма нарушена», — считает управляющий партнер компании «Соколовский и партнеры» Владислав Соколовский.

Возможно, государству придется ждать 2016 года, когда действие закона распространится на все акционерные общества. Но сначала под законом должна появиться подпись президента Порошенко. Если оглянуться на голосование президентского блока, сомнений в том, что глава государства подпишет закон, не возникает.

Кто в выигрыше?

Уменьшив кворум, государство может не только вернуть себе «Укрнафту», но и поправить бюджет. Во многих предприятиях ему по-прежнему принадлежит более 50% акций. Продав излишек, можно пополнить казну и сохранить контроль над активами. Например, государственная доля в харьковском «Турбоатоме» — 75,2% , в «Центрэнерго» — 78,3% акций.

С другой стороны, государство потеряет аналогичные права в предприятиях, где более 50% принадлежат частному инвестору.

За закон почти не голосовала фракция «Народного фронта», недостающие голоса дали внефракционные депутаты и Оппозиционный блок. Почему оппозиция поддержала пропрезидентский блок? Под действие закона попадает компания «Нефтегазодобыча», половину которой в позапрошлом году приобрел ДТЭК Рината Ахметова. Теперь он сможет распоряжаться общим бизнесом без оглядки на второго акционера – Николая Рудьковского.

Вот еще несколько предприятий, на которые влияет решение парламента о снижении кворума.

«Тернопольоблэнерго»

Государству принадлежит 50,99% акций энергокомпании. После вступления закона в силу оно получит право самостоятельно проводить собрания акционеров без участия фирм Larva Investments и Bikontia Enterprises, которые принадлежат Игорю Коломойскому и Константину Григоришину.

НИИ атомного и энергетического насосостроения

Доля государства в сумском НИИ – 50%, у партнеров – российской группы «Гидромашсервис» — 47,5%. Принятие закона о кворуме увеличивает вес госпакета в случае его приватизации. На покупку института может претендовать тот же Константин Григоришин. Первый конкурс он проиграл россиянам, в числе которых – сын Владимира Лукьяненко, совладельца «григоришинского» НПО им. Фрунзе.

«Азовмаш»

Мариупольский концерн за время президентства Виктора Януковича практически полностью ушел из-под государственного влияния. За счет допэмиссий контрольные пакеты акций предприятий концерна сконцентрировала компания Azovmashinvest Holding. Ее владельцы –«семейный» бизнесмен Юрий Иванющенко и наследники экс-директора Александра Савчука. В материнской структуре концерна ФГИ по-прежнему принадлежит 50%+1 акция.

«Кировоградгаз»

Государству принадлежит 51% акций «Кировоградгаза». Компании «Финлекс-инвест», которую принято считать дружественной Дмитрию Фирташу, – 27% акций.

Машиностроительное объединение «Орион»

Одесское предприятие уже давно ничего не выпускает, а лишь сдает в аренду пустующие цеха. Государству в нем принадлежит 50% акций, миноритарию – компании «Бюро инвестиционных технологий» Михаила Евсеева – 22%. Ценность завода в его территории – 20 га в черте города. «Орион» готовят к приватизации, рассказывал летом его директор Владимир Барабанов.