Час расплаты

Час расплатыВ 2015 году руководители крупных мультинациональных компаний нервничать из-за зарплаты, но не свою, а подчиненных. Рост расходов на оплату труда уменьшит маржу прибыли, которые сейчас достигли пиковых показателей. Боссам придется решать, опираться новым условиям или приспосабливаться к ним. Наконец многие фирмы повысит зарплату своим работникам.

На первый взгляд, это может показаться надуманным. С 90-х годов прошлого века западным компаниям удавалось сдерживать рост заработной платы в своих странах и повышать эффективность. Доля добавленной стоимости, произведенной американскими компаниями нефинансового сектора, которая расходуется на заработную плату, составляет 58%. Это самый низкий показатель начиная с 1929 года. Производство также перенесли за границу. Сейчас треть штата мультинациональных компаний США работает в других странах. Этим людям платят на 40% меньше с каждого доллара продаж, чем их коллегам в США. А фирмы в ЕС еще интернациональнее.

Читателю на заметку: одна из лучших страховых компаний на рынке, входящая в ТОП-25 компания Финист предлагает ОСАГО Казань с доставкой полиса на дом или офис. Оформление всех необходимых документов не займет много времени.

В борьбе между трудом и капиталом в крупных компаниях первая отошла в тень. В 1970-х годах руководители компаний и инвесторы озабочены забастовками и зарплатами. Сегодня же стоимость рабочей силы для них обычно не является проблемой. В ежегодных отчетах сети супермаркетов Walmart подробно расписано выплаты компенсаций руководящего звена и при этом даже не упомянуто, сколько получают 2200000 рядовых работников. Впрочем вопрос заработной платы в компаниях не перестало быть стратегическим. Повышение зарплат на 10% может уменьшить доходы средней мультинациональной компании на 8%. Во многих корпорациях мирового уровня, например Samsung, Unilever, Siemens, Nestle и BMW, обнародуют расходы на персонал, за 2013 они росли быстрее, чем продажи.

Эта тенденция будет усиливаться по трем причинам. Во-первых, потому что все западные экономики медленно виборсуються из кризиса, рынки труда тоже «сжиматься». По оценкам ФРС, до 2016 года безработица наконец опустится до нормального уровня. Банк Англии ожидает интенсивного повышения заработной платы в 2015 году, а Европейский центральный банк — до 2016-го.

Во-вторых, опасения политических последствий неравенства заставлять компании повышать плату своим работникам. Барак Обама хочет поднять минимальную заработную плату, как и Эд Милибэнд, лидер оппозиционной Лейбористской партии в Великобритании. В США Национальная комиссия по трудовым отношениям планирует ввести строгие правила найма контрактных работников, которые составляют костяк коллективов в компаниях вроде Federal Express и McDonald’s. С работников частного сектора очень мало относятся к профсоюзам, но в последнее прибавится уверенности. В 2014 году состоялись забастовки в порту Лос-Анджелеса, на шахтах Канады и даже в Нью-Йоркський опере.

И наконец, затраты на рабочую силу растут и в новых экономиках. Соответствии с пятилетним планом Китая, средняя официальная минимальная заработная плата будет расти на 13% ежегодно. Отчасти поэтому производство медленно перемещается подальше от прибрежных регионов Поднебесной. Также наблюдается тенденция к улучшению условий труда в бедных странах после протестов из-за обвала на швейной фабрике в Бангладеш, где погибла более тысячи человек. Западные компании, которые широко привлекают рабочую силу из Азии, уже испытывают дискомфорт. В 2014 году огромный производитель одежды Hennes & Mauritz сообщил об уменьшении прибыли поскольку не может поднимать цены с такой скоростью, как заработную плату.

Руководители компаний могут отреагировать на рост расходов на рабочую силу двумя способами. Большие, вероятно, попытаются перенести производство в еще более дешевых стран. Но найти место, где низкие зарплаты, уступающие рабочие и политическая стабильность, труднее, чем кажется. Вьетнам, который мог стать новой Меккой для производителей, в 2011-2012 годах всколыхнула волна забастовок. Индия хочет пустить на свой рынок больше иностранных предприятий, но ее репутацию все еще портят бюрократия и коррупция. В Кении, куда пошли некоторые компании, произошли теракты. Фирмы менее мобильной рабочей силой.