Латинская Америка прощается с расточительностью

Латинская Америка прощается с расточительностьюСегодня Латинская Америка более уязвима перед разрушительным «внезапным прекращением» международных потоков капитала.

Как предостерег на прошлой неделе глава центробанка Мексики Агустин Карстенс, такое событие может быть вызвано повышением процентных ставок в США или, что внушает больше опасений, последовать за неожиданным падением цен на сырье, если экономика Китая резко затормозит. Однако насколько уязвимее стала Латинская Америка?

По данным Межамериканского банка развития (МБР), приблизительно на 20%. Эта несомненно случайная цифра была получена с помощью математических операций, произведенных над растущими дефицитами текущего счета и бюджета региона, а также, что критично, его все большей долларизации. Тогда как в 2008 г. хорошее состояние экономики региона позволяло бороться с мировым финансовым кризисом с помощью обширных программ стимулирования, сегодня его способность применить их в значительной степени истощена. Более того, с 2009 г. компании региона выпустили номинированных в долларе облигаций на впечатляющие $845 млрд. Тем самым возрос риск катастрофы из-за неудачного обменного курса.

При замедлении экономики властям сложно удовлетворять возросшие социальные ожидания, сформировавшиеся во времена бума. Это видно не только по протестам в Венесуэле

Конечно, некоторые из этих долларовых облигаций застрахованы. Однако сколько таких? Увы, как выяснило исследование МБР, это неизвестно. Увеличение уязвимости вовсе не означает, что Латинская Америка обречена. В конце концов, прогноз роста региона в целом предусматривается на уровне 3% в нынешнем году и 3,5% в 2015 г. — неплохо, хотя и меньше, чем 5% в среднем в 2003-2007 гг.

Однако возросшая экономическая незащищенность Латинской Америки наводит на три размышления. Во-первых, ее способность применить во время мирового финансового кризиса программы стимулирования была значительным прогрессом. Раньше регион был на такое не способен. Досадно, что большинство стран продолжили транжирить средства в этих программах, когда необходимость в них отпала. Как говорится, хорошего понемножку.

Во-вторых, при замедлении экономики властям сложно удовлетворять возросшие социальные ожидания, сформировавшиеся во времена бума. Это видно не только по протестам в Венесуэле, где даже сторонникам правительства надоело неумелое обращение с экономикой, но и в хорошо управляемых странах, например Чили, где студенты выступали за бесплатное обучение в вузах.

И в-третьих, сейчас странам самое время навести порядок в экономике, пока дела еще идут сравнительно хорошо. Это уже происходит, спланированно или вынужденно в самых разных государствах: Мексике (начата грандиозная программа структурных реформ для повышения производительности и роста), Бразилии (для противодействия инфляции центробанк повысил процентные ставки), Аргентине (правительство сократило некоторые субсидии и предприняло шаги по восстановлению международных финансовых связей, чтобы поддержать резервы в иностранной валюте) и даже Венесуэле (где обесценили боливар).

Итог этого всего, как неявно и без подробностей указывает МБР: пора региону распрощаться со все более вопиющим расточительным популизмом, который сделали возможным годы процветания, и перейти к экономическому прагматизму, которого требуют нынешние трудные времена. В противном случае завтра будет еще тяжелее.