Японию ожидают коренные изменения

Японию ожидают коренные измененияПоскольку население Японии стареет и сокращается, пожилые люди, управляющие страной, осознают, что им таки нужны женщины. Теперь женщины должны делать все. У них должно быть больше детей, ведь уровень рождаемости составляет всего 1,4 — это намного ниже 2,1, необходимых для воспроизводства населения. Они должны присматривать за своими детьми, потому что детских садов мало, а привлечение иностранных нянь, как это принято, например в Гонконге, ограничено законодательством. Они также должны заботиться о пожилых родственниках, ведь 11% населения страны старше 75 лет, и считается позором отдавать их в дома престарелых. При всем при этом они еще должны официально работать, чтобы увеличить валовой внутренний продукт страны. Не удивительно, что у женщин все это одновременно до сих пор не получалось. «Стеклянный потолок», упомянутый Абэ, — это скорее железобетон, а удобная для женщин «архитектура», которую он хочет создать, — хрупкое оригами.

Читателю на заметку: на сайте интернет-магазина игрушек и детских товаров — boomzabav.com.ua можно найти фото и описание десятков игрушек и детских товаров, подобрать интересующие и оформить заказ с доставкой.

Они вовсе не отлынивают. Все больше женщин ходят на работу, продолжая при этом выполнять свои домашние обязанности. Доля трудового участия женщин устойчиво растет. В прошлом году количество работающих женщин было рекордно высоким.

По данным ОЭСР — объединения самых богатых стран мира, в 2010 г. работали 63% японок в возрасте 15-65 лет. Это немного выше среднего для ОЭСР показателя в 62%, хоть и ниже, чем в таких странах, как США (68%) и Британия (70%).

Повышение трудового участия женщин даст какой-то рост ВВП. Однако эффект будет не слишком впечатляющим. Прогнозы предполагают, что в связи со старением и неприятием массовой иммиграции рабочие резервы будут и дальше сокращаться, приблизительно на 0,5% в год.

Одна из причин сомневаться в экономическом эффекте от увеличения доли трудового участия женщин — то, какую работу они выполняют. Около 55% работающих женщин заняты не постоянно и получают половину от среднего заработка коллег-мужчин. Многие из этих женщин работают не потому, что поддерживают феминизм, а потому, что вынуждены дополнять доход мужей (как правило, снижающийся). Другие — матери-одиночки, число которых все растет.

Чтобы оценить это экономическое воздействие, попробуем провести мысленный эксперимент. Представьте, что все остающиеся дома женщины вместо этого ищут работу в домах соседей, присматривая за их детьми и стариками. Все, чего мы достигнем, — создание базы налогообложения для увеличения дохода государства. Реальный объем попечения останется тем же.

В отличие от многих развитых стран, где участие женщин в труде остается стабильным, в Японии оно уменьшается в годы выращивания детей. Если женщина может себе это позволить, она надолго прекращает работать после рождения ребенка. Большинство со временем возвращаются, но часто на хуже оплачиваемую или менее ответственную работу.

Если Япония действительно хочет использовать «женскую силу», нужны более революционные изменения. Корпоративная культура и отношение общества должны измениться. К счастью, культурная практика вовсе не непреложна, как часто предполагают. Если женщины должны «делать все», они должны и «получить все» — возможность сделать достойную карьеру и иметь детей. Это означает такие вещи, как гибкий график, больше женщин в карьерной гонке и большее принятие работающих матерей на руководящие должности. Со всем этим в Японии дела обстоят гораздо хуже, чем во многих других странах.

Удастся ли Абэ провести эту революцию? Сомнительно. Его собственные общественные взгляды в лучшем случае традиционны. Если он хочет воплотить свои слова в жизнь, ему придется вложить часть своего политического капитала в реальные изменения. Иначе его «феминистские» заявления останутся пустыми разговорами.