Женщина с неприличной историей

Женщина с неприличной историейВ конфликте с Москвой Киев должен защищать себя самостоятельно: опираясь на собственные силы и не обращая внимания на европосредников с неоднозначной репутацией.

Президент Швейцарии и действующий председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер объявил о назначении своей согражданки Хайди Тальявини представителем в Украине. Фактически ей доверена роль международного переговорщика в конфликте между Киевом и Москвой. МИД России уже приветствовал это назначение.

Изучение послужного списка Тальявини показывает, что более чем за 30 лет она лишь пару лет работала в диппредставительствах своей страны — в Москве и Сараево. Все остальное время провела в кабинетах политического управления МИД Швейцарии с короткими командировками в Чечню и Грузию. Наконец, вершина карьеры — назначение руководителем международной комиссии «по расследованию вооруженного конфликта в Южной Осетии». Так деликатно было названо нападение России на Грузию летом 2008 года. Подготовленный по итогам расследования документ обошелся налогоплательщикам в несколько миллионов евро.

Вспомнив, чем закончилась эта миссия, можно точно представить, что ждет Украину при таком посредничестве.

Дело в том, что доклад комиссии Тальявини является отличным примером шизофрении. Вина за развязывание войны возложена на страну, которая меньше визави в 35 раз по населению, в 245 раз по территории и в 60 раз по размеру армии. Думаю, это уникальный случай в мировой военной истории.

Если ничего не знать о конфликтах на территории Грузии, развязанных в начале 1990-х по инициативе союзного центра, то правда Тальявини выглядит так: в ночь на 8 августа 2008 года грузинская артиллерия совершила массированный артиллерийский обстрел Цхинвали, Россия же воспользовалась «законным правом» на защиту. То есть именно РФ стала объектом нападения грузинской армии.

И если бы украинская армия в какой-то день решила вернуть себе Крым и применила для этого имеющиеся вооружения, то Хайди, не задумываясь, объявила бы попытку восстановить территориальную целостность агрессией.

Что касается Грузии, то при желании написать правду дипломат Тальявини рассказала бы о сотнях тысяч беженцев, расистской политике на оккупированных территориях страны и незаконной раздаче паспортов РФ. Никаких «югоосетинских» танков, новейших артиллерийских систем в природе не существовало. Их в принципе не могло быть там — Россия как гарант взяла на себя соответствующие обязательства.

Против грузин была развернута целая информационная кампания, убеждающая мир в том, что всю тысячелетнюю историю соседства с осетинами они только и занимались организацией «геноцидов» (именно так, во множественном числе). Людям вбивались в голову глупости о коварном Западе, агрессивном НАТО и о том, что ждет народ Южной Осетии в случае возвращения грузинской власти — гей-парады, запрет религии и так далее.

Так же и с Крымом. Путин многие годы проводил системную подготовку к аннексии. Для этого расставлялись на нужные должности правильные люди. Может, кто и забыл, но президент, премьер, министр обороны и министр внутренних дел так называемой Южной Осетии на момент войны были гражданами России. Всего этого педантичные европейцы во главе с Тальявини не заметили.

Вся ответственность России и персонально политического руководства была сведена к тезису доклада о том, что действия российских военных превзошли «разумные границы». Цинизм. Ведь это не Грузия ввела сотни танков на территорию РФ, а наоборот. И не Тбилиси признал сепаратистский режим в Чечне, а Москва — криминальные режимы в Сухуми и Цхинвали.

Боюсь ошибиться, но в представлениях швейцарского дипломата о мире сильный имеет право на все, а слабый может рассчитывать лишь на гарантии более благополучных государств. В этом смысле миссия Тальявини в Украине — игра с огнем. Нежелание включать тему оккупации Крыма в программу многосторонних переговоров об урегулировании ситуации на востоке Украины — тревожный звонок. Получается, Крым — это уже то, что даже не обсуждается, а вот о Донецке с Луганском давайте попробуем поговорить.

Пока Швейцария председательствует в ОБСЕ, мы вряд ли сможем заменить переговорщика. Но это не означает, что мы должны играть по его нотам. Чем сильнее украинская армия будет бить оккупантов и приводить в сознание коллаборационистов, тем проще будет вести переговорный процесс. Может, в таком случае и без посредников обойдемся и скажем: «Хайди, чао!».