Французы осваивают Кремниевую долину

Французы осваивают Кремниевую долинуИнженер по специальности Соломон Хайкс, он в 2008 г. во Франции разработал множество прикладных программ, в том числе и одну из программ для такси, основал сервис для создания приложений DotCloud, привлекая частные и государственные инвестиции. Но со временем ему понадобилось больше средств, чем можно было найти во Франции. Не говоря уже о подходящем офисе. Хайкс не мог найти арендодателя, который сдал бы помещение такой молодой компании, поэтому DotCloud и несколько других стартапов ютились в жилой квартире в центре Парижа, принадлежащей родителям его друга.

Поэтому когда YCombinator — специализирующийся на молодых компаниях инвестор из Кремниевой долины — предложил свою помощь DotCloud, Хайкс согласился. История Хайкса — одна из причин, побудивших Франсуа Олланда посетить Кремниевую долину (последний раз подобную поездку в 1984 г. совершил Франсуа Миттеран). В Калифорнии живет одна из самых больших французских диаспор — около 60 тыс. Париж хочет одновременно сохранить связь с тем, что в противном случае может стать разрушительной утечкой мозгов, и убедить американские компании, что сама Франция — хорошее место для инвестиций, несмотря на то что она известна интервенционизмом, высокими налогами и жестким трудовым законодательством. Это, безусловно, проблема. Опрос американских компаний, работающих во Франции, проведенный Американской торговой палатой в прошлом октябре, показал, что 68% из них не стали бы советовать эту страну соотечественникам, которые хотят расширяться за границей.

С другой стороны, DotCloud — один из десятков французских стартапов, перебравшихся в Кремниевую долину, где технологическая сфера намного более разнообразна, а количество потенциальных инвесторов и потребителей больше, чем где-либо в мире. «Именно здесь вам нужно находиться, если вы работаете в технологической сфере — здесь больше возможностей на квадратный километр, чем где-либо еще», — отметил Хайкс, привлекший $26 млн со времени переезда в США в 2010 г.

Олланд встретится не только с французскими экспатами, но и с калифорнийскими политическими лидерами и такими людьми, как Эрик Шмидт, председатель совета директоров Google, и Джек Дорси, один из основателей Twitter. «Олланду наверняка будет интересно пообедать с Эриком Шмидтом», — предположил венчурный инвестор Джефф Клавье, уроженец Франции. Французские экспаты говорят, что Олланду будет тяжело удержать следующее поколение технарей в стране или вернуть обратно тех, кто в США.

Проблема частично в том, что из-за политики французских властей быть технарем в Париже сложнее, чем в Сан-Франциско. В прошлом году правительство заблокировало попытку Yahoo купить контрольный пакет акций французского видеохостинга DailyMotion. Также продолжаются споры вокруг предложения защитить индустрию такси с помощью внедрения правила, что стартапы, разрабатывающие сервисы для совместного использования автомобилей, должны ждать 15 минут, прежде чем начать работать с пассажиром.

Париж запретил Amazon предлагать бесплатную доставку в попытке защитить книжные магазины, оштрафовал Google за нарушение местных правил защиты личной информации и хочет заставить интернет-компании платить больше налогов, помешав им проводить прибыли через юрисдикции с низкими налогами.

Несмотря на эти проблемы, будущее французского технологического сектора никоим образом не безнадежно. Лиам Бугар, житель Кремниевой долины, три года назад создавший в Париже блог Rude Baguette, говорит, что французские предприниматели-технари переезжали в Калифорнию с 1980-х. «Они скорее сделали больше хорошего для Франции, чем плохого. У французских инженеров отличная репутация в долине», — подчеркнул он. Осознавая это, правительство создает ряд «французских технологических центров», чтобы капитализировать технологическую диаспору. Высокая квалификация рабочей силы и введение дополнительных поощрений, включая один из самых щедрых в Европе режимов налоговых льгот для исследовательской деятельности, побудили компании, в частности Microsoft и Google, создавать исследовательские центры во Франции.

Многие французские экспаты, находящиеся в США, в конце концов возвращаются домой, уверяет Клавье. В долгосрочной перспективе, уверен он, это открывает Францию для новых идей и поможет французским компаниям наладить связи с иностранными рынками. «Опыт работы в Кремниевой долине, Нью-Йорке, Лондоне, других развивающихся странах полезен, — поясняет собеседник. — Огромный прирост молодых людей с дипломами… уезжающих туда, куда им хочется… это очень полезный опыт, и это не значит, что они уехали навсегда».