Украина оказалась среди стран с высокой доходностью бондов

Украина оказалась среди стран с высокой доходностью бондовФинансовые рынки серьезно относятся к рискам. Кредитные дефолтные свопы, своеобразная страховка от неспособности правительств погашать долг, дают примерно 50-процентную вероятность дефолта для Венесуэлы и Украины в течение следующих пяти лет. Шансы Аргентины на дефолт даже выше. Дилемма инвесторов, которым не нравятся такие шансы, в том, что игнорирование доходности, достигающей 12%, может оказаться серьезной ошибкой.

«Всем этим странам грозит дефолт или реструктуризация долгов, но в связи с этим они платят огромные ставки за риск, — говорит Питер Марбер, глава департамента развивающихся рынков инвесткомпании Loomis Sayles. — Высокая доходность объясняет заинтересованность инвесторов, причем не только тех, кто специализируется на развивающихся рынках. Но, возможно, еще важнее то, что спрос отражает дороговизну других возможностей для вложений для облигационных инвесторов в мире». Низкая доходность на рынке облигаций, частично обусловленная слишком свободной монетарной политикой, заставила инвесторов разведывать незнакомые территории и привела к «рывку в сторону риска».

«Всегда есть круг инвесторов, которые сосредоточены на поиске проблемных высокодоходных гособлигаций, но в этих странах сейчас появляется большее количество переходных инвесторов (англ. crossover), — рассказывает Шивон Морден, глава департамента кредитной стратегии для стран Латинской Америки в Jefferies. — Один из способов это оценить — посмотреть на уменьшение разницы между развивающимися рынками и высокодоходными корпоративными облигациями, которое указывает на миграцию инвесторов на развивающиеся рынки».

В некотором смысле высокодоходные гособлигации более привлекательны, чем низкодоходные, хоть и с более низким риском. Внешний долг этих стран выглядит умеренно по сравнению с показателями пострадавших от кризиса периферийных государств еврозоны, некоторые из которых недавно выпустили гособлигации с самой низкой доходностью за всю историю существования евро. К концу 2013 г. долг Украины достиг 42% ВВП, тогда как в Греции показатель составил рекордные 175% ВВП.

Проблема, однако, не в объеме долга, а в его рефинансировании. Венесуэла, которая должна будет погасить несколько выпусков гособлигаций в ближайшие несколько лет, не стала выпускать облигации в долларах по нынешней высокой цене. Страна также борется с проблемами в экономике и гражданскими беспорядками. В феврале уровень инфляции в пересчете на год достиг 57%. Ощущается острая нехватка основных товаров. Более 40 человек погибли во время уличных протестов с участием сторонников и противников правительства.

В Аргентине инфляция также создает проблемы, а валютные резервы проедаются. Но более существенный повод для беспокойства дает история дефолтов страны. Правительство категорически отказывается платить $1,4 млрд группе хедж-фондов во главе с Elliott Associates, отказавшейся принять условия дефолта в 2001 г. Американский суд принял решение в пользу хедж-фонда. Сейчас дело находится в процессе апелляции, но существует вероятность, что Аргентина может объявить технический дефолт и скандал разразится снова.

Проблемы Украины усугубились из-за кризиса с Россией. Они настолько серьезные, что МВФ согласился предоставить пакет финансовой помощи в объеме $17 млрд ранее в этом году. «Риск из финансового стал геополитическим, — отметил Вадим Храмов, главный экономист по Украине в Bank of America Merrill Lynch, который ранее работал в МВФ. — В Украине всегда были относительно низкие темпы роста и высокие уровни дефицита счета текущих операций и бюджета, но сейчас главную угрозу для устойчивого финансирования представляет возможная эскалация внутреннего конфликта». Дефолты стран случаются редко, но все же случаются, говорит управляющий облигациями развивающихся стран в Standard Life Investments Ричард Хаус. Компания убрала из своих фондов облигации Украины и Аргентины, решив, что их доходность не оправдывает рисков.

По словам Хауса, вопрос для инвесторов заключается в том, насколько они предпочитают придерживаться эталонных индексов, ак, отбросят ли они опасения и станут покупать гособлигации этих стран или попытаются найти другие источники с сопоставимой доходностью. «Существует реальная проблема с индексами в общем, а не только на развивающихся рынках, — пояснил он. — Вы обнаружите, что они способны толкать инвесторов на большие риски, чем те готовы принять».