Холодная война распространилась на финансовый сектор

Мой город ВашингтонФедеральная резервная система США объявила о планах ослабить свою политику стимулирования, а многие развивающиеся страны, наоборот, всячески пытались поддержать свои валюты.

Однако сейчас центробанки снова вернулись к валютному вопросу. На рынках говорят о холодной войне валют и о нарастающем за единством G20 напряжении. Поскольку ФРС не дает четких ориентиров о том, как будет ужесточаться монетарная политика, слабость доллара привела к высоким уровням других крупных валют. Устойчивость курсов активизировала сделки carry trade (стратегия, предполагающая заимствование средств в национальной валюте государства с низкими процентными ставками, конвертацию и инвестирование их в национальной валюте государств с высокими ставками) в более доходных валютах развивающихся стран. Органы, определяющие валютную политику в Австралии, Канаде и Новой Зеландии, уже некоторое время грозятся предпринять действия по ослаблению своих валют.

Читателю на заметку: юристы компании «Эрудит-Консалт Смоленск» предлагают адвокатские услуги в Смоленске, а также и другие квалифицированные юридические услуги. Среди перечня услуг: составление исковых заявлений, подача их в суд, а также представление интересов клиентов в судебных разбирательствах в судах общей юрисдикции и в Арбитражном суде Смоленской области.

Высокий курс евро, который уже является предметом активных политических дискуссий, «серьезно беспокоит» Европейский центральный банк, заявил на прошлой неделе председатель ЕЦБ Марио Драги, намекая, что регулятор может ослабить политику в июне с целью борьбы с низким уровнем инфляции. Даже Банк Англии беспокоится, что сильные позиции фунта могут подорвать восстановление экономики Великобритании. Развивающиеся рынки присоединяются к битве. Трейдеры считают, что Банк Кореи увеличил закупки доллара, чтобы сдержать укрепление воны — единственной азиатской валюты, чей курс все еще выше уровня мая 2013 г., когда первые намеки ФРС на сворачивание количественного смягчения спровоцировали беспокойство на рынках.

Министр финансов Колумбии сообщил в Twitter, что правительство возобновит закупки доллара. Среди уязвимой пятерки стран, которые больше всего пострадали из?за прошлогодней распродажи активов развивающихся рынков, Бразилия уже сократила свою программу свопов, реализованную для поддержки реала. Турция намекнула, что может частично отменить январское увеличение ставок. По словам трейдеров, центробанк Индии проводит тихие интервенции, чтобы предотвратить укрепление рупии в преддверии выборов.

«Напряжение неизбежно возрастет», — говорит Эсвар Прасад, старший аналитик в Brookings Institution. Хотя США более устойчивы к ревальвации, добавил он, чиновники, ответственные за валютную политику страны, будут «опасаться, что действия других центробанков могут навредить и без того хрупкому процессу восстановления». Некоторые регуляторы заявляют, что хотят ослабить валюту, чтобы стимулировать экспорт, но многие опасаются именно дефляции. «В дефляционной ситуации слабая валюта будет преимуществом, — отметил Джейн Фоули, специалист по стратегиям в Rabobank. — Проблема в том, что практически у всех дефляция… и поэтому все хотят более слабые валюты. Но у всех так получиться не может».

На развивающихся рынках большинство валют все еще восстанавливаются после прошлогодней распродажи, и многие находятся на комфортном уровне. «Валютные войны не вернулись», — сказал Уин Тин из Brown Brothers Harriman. Но добавляет: «Если повышение продолжится, об этом заговорят активнее». Насколько в таком случае велика вероятность того, что эти стычки перерастут в новый конфликт?

Если в следующем месяце ЕЦБ начнет действовать, сразу же возникнут побочные эффекты. Есть предположение, что Национальный банк Швейцарии может пойти на снижение курса франка, либо увеличив минимальный обменный курс с нынешнего 1,20 CHF/EUR, либо уменьшив размер процентной ставки. Еще одной причиной обострения ситуации может стать решение Банка Японии продолжить смягчение монетарной политики. С начала года курс иены вырос после стремительного падения в начале реализации абэномики. Но если последует новая девальвация, централь­ные банки других стран Азии будут вынуждены принять ответные меры.

Не очень ясно, насколько цели девальвации могут быть достигнуты. Хотя центробанк Швейцарии и дал понять, что будет печатать деньги столько, сколько потребуется для контролирования курса франка, решимость других регуляторов инвесторы могут поколебать.

Меры по ослаблению австралийского доллара были эффективными в прошлом году, но сейчас валюта снова прибавила в цене с января. Выступление главы Резервного банка Новой Зеландии Грэма Уилера снизило курс новозеландского доллара на прошлой неделе. Но попытка контролировать его в начале цикла роста ставок будет «такой же напрасной, как и битва Дон Кихота с мельницей», — уверен Том Левинсон из ING.

Часть аналитиков считают, что ожидания снижения ставки ЕЦБ в июне уже учтены, так что последствия будут непродолжительными. «Может ли это сработать? Такие случаи очень редки, — говорит Нил Меллор, специалист по стратегиям в Bank of New York Mellon. — Пока доллар используется в качестве валюты финансирования из?за того, что ФРС не дает никаких намеков относительно цикла процентной ставки, … любое падение курса других валют инвесторы будут рассматривать как возможность приобрести валюту по субсидированной ставке».