Отчаянность Путина

Отчаянность ПутинаВыбор дальнейшей стратегии Путина будет зависеть от событий на местах и, что самое важное, от сопротивления, которое он встретит со стороны остального мира.

У Москвы есть причины остановиться и подвести итоги своих действий, поскольку следующие раунды экономических санкций против России могут быть крайне разрушительными. Западные правительства обладают достаточной силой, чтобы исключить Россию из мировой финансовой системы. Ее ключевой элемент базируется в Брюсселе. Это Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, известное как SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications).

Даже те санкции, которые уже были введены, оказались неприятным сюрпризом для Кремля. В конце концов, гораздо больше крови было пролито во время вторжения России в Грузию в 2008 г., чем во время аннексии Крыма. Однако реакция Запада на войну в Грузии была минимальной. (Перезагрузка дипломатических отношений между США и Россией произошла несколько месяцев спустя). Напротив, аннексия Крыма быстро спровоцировала санкции и угрозы еще больших санкций.

Москва попыталась создать впечатление, что ее абсолютно не волнуют запреты на въезд в западные страны и арест активов. Известные россияне, которые находятся в черных списках, утверждают, что они в восторге. Правда им теперь, наверное, остается купить радиостанции, палатки, спальники, рюкзаки, другое туристическое снаряжение и отправится в отпуске в поход, например в горный Крым.

В реальности некоторые люди в окружении Путина действительно обеспокоены тем, что не могут путешествовать и перемещать свои деньги. Более того, в Кремле тревожатся о том, что повлечет за собой третий раунд санкций. В частности, россияне опасаются оказаться за пределами мировой финансовой системы, как Иран.
В частных беседах чиновники осуждают вероятность быть отрезанными от системы SWIFT — эта мера, предпринятая против Ирана в 2012 г., существенно осложнила бы возможности международного бизнеса России. Без доступа к SWIFT будет чрезвычайно сложно переводить деньги в Россию и из нее.

SWIFT — частное учреждение с главным офисом в Брюсселе. Это кооперативное общество, принадлежащее его членам. Но, как показала ситуация с Ираном, оно восприимчиво к давлению со стороны ЕС и США. Европейские и американские санкции против Ирана вынудили SWIFT принять соответствующие меры. Похожие действия могут быть применены против России.

Тем не менее западные чиновники также осведомлены о недостатках использования SWIFT для санкций. Западу выгодно, что такая существенная часть мировой финансовой структуры управляется из Европы, из того города, где располагаются штаб-квартиры ЕС и НАТО. То, что россияне и российские структуры используют SWIFT для своих транзакций, упрощает слежку за передвижениями их денег. Исключение России из этой системы создало бы хаос в Москве в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе это может ускорить создание альтернативной системы перемещения финансов между международными банками Россией, и, что более важно, Китаем. Это, конечно, непростая задача. В противном случае это было бы уже сделано. Известно, что Россия и Китай рассматривают такую возможность.

Также не в интересах Запада нарушать управление интернетом, потому что в долгосрочной перспективе это может заблокировать финансовые магистрали, необходимые для поддержания мировой экономической системы, в особенности когда эти магистрали проходят через Запад.

Но даже если США и ЕС решат, что будет слишком радикально включать в пакет третьего раунда санкций исключение из системы SWIFT, существуют другие варианты жестких финансовых санкций против России. Например, Америка может единолично, без необходимости подобных мер со стороны более осторожного ЕС, заставить международные финансовые учреждения выбирать между ведением бизнеса в России или в США.

Несмотря на то что Россия — восьмая по величине экономика в мире, сложно представить, чтобы какое?нибудь финансовое учреждение добровольно отрезало себя от долларовой системы, чтобы сохранить офис в Москве.

Зайдут ли США так далеко? Не в данной ситуации. Но если российское правительство решит захватить другие территории Украины и угрожать другим независимым странам бывшего Советского Союза, например Молдавии, Грузии или странам Балтии, то новые санкции обязательно последуют. На каком?то этапе эскалации конфликта некоторые серьезные финансовые санкции, возможно даже с использованием SWIFT, превратятся из фантастики в реальность.

Конечно, если Путин действительно возомнил себя новым императором и намеревается вернуть старые территории Советского Союза любой ценой, то никакие санкции его не остановят. Однако, судя по годам, что Путин провел при власти, он смелый, но не бессмысленно отчаянный.

Сейчас Запад должен очень четко показать Путину, предпочтительно в частном порядке, насколько серьезными могут быть санкции третьего раунда. Откровенные заявления могут помочь президенту России выбрать путь.