В Южной Корее все больше молодых работников имеют хорошее образование

В Южной Корее все больше молодых работников имеют хорошее образованиеПак Сан Хе представляет новое поколение бросивших вуз. 21-летний южнокореец задался вопросом как найти свое призвание и ушел из консерватории не для того, чтобы пойти путем хиппи или создать новый Google, а чтобы учиться на электрика.

Поступок прагматичного Пака символизирует возможное развитие событий. В его родной стране избыток выпускников вузов — семь из десяти учеников школы поступают в университет — и в результате избыток квалификации и недоиспользование трудовых ресурсов негативно сказываются на экономике.

Это проблема не только Южной Кореи, где образование высоко ценится и напрямую связывается с перспективами работы и брака. В США тоже рабочие ресурсы образованы лучше, чем страна может использовать, а общая сумма кредитов на образование достигла почти $1 трлн. В странах ОЭСР 56% восемнадцатилетних идут в университет.

Однако в подготовке избыточного количества слишком образованных рабочих Южная Корея обогнала всех. По данным министерства труда, превышение численности выпускников колледжей над спросом рынка труда оценивается в 50 тыс. человек в год, в то время как выпускников школ не хватает 30 тыс. Это рвение к учебе было движущей силой быстрого экономического развития Южной Кореи последние полвека, что привело к созданию самого образованного трудового ресурса в мире.

Однако сейчас страна столкнулась с темной стороной одержимости образованием: недоиспользованием трудовых ресурсов и, поскольку многие предпочитают образование другим дорогостоящим целям вроде воспитания детей, снижением и так чрезвычайно низкого уровня рождаемости. «Избыточное образование привело к снижению использования труда, что отягощает экономический рост», — говорит Ом Дон Вок из аналитического центра Samsung Economic Research Institute. По его оценке, более чем 40% выпускников колледжей избыточно образованы.

«Поскольку слишком много молодых людей идут в колледж, это задерживает их выход на рынок труда. Вклад затрат труда в рост ВВП был отрицательным с 2009 г.», — отмечает он. Для сравнения: с 1970 по 1990 г. этот показатель составлял около 2%. По оценке Ома, если бы избыточно образованные выпускники не пошли в университет, а сразу начали работать, это добавило бы к ВВП целый процентный пункт.

В каком-то смысле, высшее образование — это выбор по умолчанию. Для лишенной природных ресурсов Кореи выход был в максимальном использовании человеческого капитала, и корейцы абсолютно уверены, что высшее образование имеет ключевое значение для поддержания экономических достижений. Соответственно, диплом правильного университета влияет на карьеру, брак и, конечно же, зарплату: получившие степень зарабатывают в среднем на 33% больше, чем выпускники школы. В Великобритании, например, этот разрыв составляет 66,7%.

«Корейцы продолжают считать, что университетское образование — это единственный путь к хорошей работе, несмотря на растущее количество доказательств обратного», — говорится в недавнем докладе McKinsey. В документе отмечается, что из?за огромных расходов на частное образование чистая приведенная стоимость университетского образования отстает от стоимости школьного аттестата: «Высокая стоимость образования — это четкий фактор ограничения размеров семьи и снижения уровня рождаемости».

В 2011 г. корейские семьи потратили на послешкольное образование около 20 трлн вон — 1,63% ВВП, что привело к высокому показателю задолженности домохозяйств. Это, в свою очередь, ограничивает внутреннее потребление и выливается в снижение уровня рождаемости — всего 1,2 ребенка на женщину детородного возраста, что является одним из самых низких показателей в мире.

Плата за обучение в вузе относительно высока — 7,3 млн вон в год в стране, где годовая зарплата составляет 26,6 млн вон. Это ложится тяжелым грузом на плечи корейских родителей, поскольку, по данным министерства образования, лишь 15?% студентов используют кредиты для оплаты обучения.
Искривленная экономика образования и все большая готовность крупных компаний давать выпускникам школ работу не только на производстве, но и в офисе уже ведут к вредным переменам. Чтобы предоставить больше стимулов таким компаниям, как Samsung, LG, CJ, Hanwha и банки, правительство предлагает налоговые льготы для тех, кто нанимает больше выпускников школ.

В 2010 г. телекоммуникационная компания KT возобновила наем выпускников школ, в прошлом году 300 человек получили работу в отделах обслуживания клиентов, маркетинга и продаж. В прошлом году Samsung, крупнейший конгломерат страны, впервые открыл некоторое количество офисных позиций для выпускников школ, наняв 700 человек для разработки программного обеспечения, инженерных работ и в другие подразделения.

Однако эксперты предостерегают, что уйдет много времени, пока корейские компании изменят свои стандарты найма.