Федеральная резервная система США приняла неожиданное решение

Федеральная резервная система США приняла неожиданное решениеОжидалось, что Федеральная резервная система США примет решение сократить объемы ежемесячных покупок облигаций. Но потом ФРС передумала, частично из-за опасений, что рынки и так уже слишком бурно реагируют на одну лишь мысль об изменении политики. Другими словами, когда у ФРС был выбор между борьбой с зависимостью и новыми дозами стимулирующего наркотика, она выбрала второе.

Этот выбор можно понять по многим причинам. Реальные экономические показатели все еще не очень сильные. Но пока инвесторы пытаются разобраться, что ФРС будет или не будет делать дальше, стоит поразмыслить о речи, с которой недавно выступил бывший руководитель британского Управления по финансовому регулированию и надзору Адер Тернер. Как он сказал шведским экономистам две недели назад и повторил сотрудникам центральных банков и экономистам в Лондоне на прошлой неделе, настоящей причиной драматических финансовых эпопей последнего времени — будь то танцы вокруг количественного смягчения или кризис в Lehman Brothers пять лет назад — является то, что западные экономики подсели на постоянно растущие долги.

Пока эта ситуация не изменится, глупостью будет считать, что посткризисные реформы «исправили недостатки» западных финансов или создали по-настоящему здоровый рост, считает Тернер. Иначе говоря — хотя он не был настолько резок, — единственная интерпретация танцев вокруг количественного смягчения на этой неделе заключается в том, что политики продолжают поддерживать финансовую систему, которая в лучшем случае странная и в худшем случае нестабильная.

Подобная критика, конечно, не нова: экономисты-отщепенцы с крайне правыми и крайне левыми взглядами говорили подобные вещи годами. Но вклад Тернера примечателен тем, что он до недавнего времени находился в центре мировой финансовой системы — и посткризисного процесса реформ — и считает, что она порочна. И с этой точки зрения он обращает внимание на некоторые примечательные противоречия. Например, возьмем деятельность банков. В стандартном учебнике по экономике, говорит Тернер, написано, что банки существуют, чтобы «привлекать вклады владельцев сбережений и выдавать кредиты заемщикам» и «в основном кредитуют компании и предпринимателей, финансируя инвестиционные проекты». Таким образом «спрос на деньги — это важное условие» экономического роста.

Но это определение — фикция, говорит он. Почему? Он подсчитал, что сейчас в Великобритании всего 15% общих финансовых потоков действительно идут в «инвестиционные проекты», остальное тратится на поддержание существующих корпоративных активов, недвижимости или незастрахованных личных финансов, чтобы «обеспечить жизненный цикл потребления».

Некоторые неинвестиционные финансовые потоки социально полезны, соглашается Тернер, но большая часть — нет. Например, на рынке недвижимости большая часть кредитов просто «финансирует покупку уже существующих домов», а не инвестирует в строительство новых.

Таким образом, существующие учебники и допущения определяющих политику чиновников просто смешны. Но развитие кредитования имеет и другое любопытное последствие, замечают и Холдейн, топ-менеджер из Банка Англии, и Тернер: поскольку общие объемы кредитов продолжают неумолимо расти, хотя роста может и не быть, «продуктивность» денег снижается, а предрасположенность живущей за счет кредитования системы к спадам и подъемам за счет перепадов настроения у инвесторов растет.

Так есть ли какой-то выход из этой ситуации? Тернер выдвигает несколько идей. Он хочет радикально переосмыслить интеллектуальные модели, используемые экономистами (включая, по-видимому, сотрудников центральных банков). Он также хочет, чтобы определяющие политику чиновники осознанно сократили объемы кредитования. Следовательно, в комплексе правил Базель III должны быть более жесткие контрциклические требования к капиталу, говорит он, а регулирующие органы должны вновь начать использовать «среди прочих инструментов регулирования количественные требования к резервам, которые более прямо ограничивают банковские мультипликаторы и следовательно рост кредитования, чем увеличение требований к капиталу».

Сейчас этого, конечно, нет. Наоборот, власти давят на британские банки, требуя предоставлять больше ипотечных кредитов, поскольку цены на недвижимость бьют рекорды, а ФРС настолько решительно намерена создать рост на рынке недвижимости США, что продолжает скупать ипотечные облигации. Конечно, согласно политическому курсу, это лишь временные меры: как только появится сильный и стабильный рост, их прекратят. Если вы житель российской столицы, то много полезной информации о недвижимости Подмосковья можно получить на Форуму сельского поселения МОЛОКОВСКОЕ Ленинского муниципального района Московской области смотрите по ссылке.

Но не стоит рассчитывать, что это произойдет в ближайшее время. Не в мире, где цены на активы и стадные инстинкты так сильно зависят от дешевых денег, а стимулирование роста настолько важно.