Банки Европы имеют большой потенциал

Банки Европы имеют большой потенциалБанки Европы точно так же сильны, как и соперники из США, но их несправедливо недооценивают инвесторы. Так сказал вице-председатель Европейского центрального банка Витор Констансио — человек, ответственный за тестирование надежности банковской системы еврозоны.

Вице-председатель Европейского центрального банка Витор Констансио считает, что европейские банки не менее надежны, чем их конкуренты из США. Его слова прозвучали в то время, когда ЕЦБ ведет подготовку к самому значительному за 15 лет своего существования расширению власти, которое к тому же приведет к увеличению штата на 1 тыс. человек. Через год он получит полномочия прямо контролировать 130 крупнейших банков еврозоны и в порядке подготовки к этому будет тщательно проверять заимодавцев.

Читателю на заметку: Политический журнал «Смысл» — http://smysl-project.ru/ проект, адресованный тем, кто ищет логику в мире политики, экономики, общества, культуры и спорта. На сайте всегда можно найти отличные аналитические материалы, а также самые актуальные политические, экономические и другие новости.

Подчеркнув, что не может заранее оценить результаты стресс-тестов и качество активов, бывший глава Центробанка Португалии отметил, что отношение капитала к активам у крупных банков в Европе лучше, чем в США. «Ситуация у европейских финструктур лучше, чем ее воспринимает рынок, — подтвердил Констансио Financial Times. — Если сравнить медианное значение капитала первого уровня крупнейших европейских и американских банков, то в Европе показатель немного выше».

К концу месяца Европейский парламент и Европейский совет должны дать официальное разрешение ЕЦБ на создание контрольного органа — Единого надзорного механизма (Single Supervisory Mechanism, SSM). Это позволит нанять штат и начать проверку качества активов, что станет первым серьезным тестом его надежности. «Это потенциально катарсический момент для банков Европы. Стоит вопрос: могут ли они убедить нас, что это надежно?» — говорит Ник Андерсон, банковский аналитик из компании Berenberg в Лондоне.

Это решающая проверка для ЕЦБ и его председателя Марио Драги. Центробанки полагаются на безукоризненность своей репутации. И если монетарной политикой теоретически можно управлять, сидя в башне из слоновой кости, то надзор за банками, как сказал один высокопоставленный источник, знакомый с обеими сторонами, — это «контактный вид спорта» с немедленными политическими последствиями в случае провала банка.

Драги всегда подчеркивал, что ЕЦБ берется за выполнение этой задачи, потому что его об этом попросили. Центробанк потратил месяцы на «глубокое обдумывание» того, как он может эффективно сочетать эти две функции. В то время как монетарная политика сможет руководствоваться лучшим пониманием того, что происходит внутри банков, возможен конфликт интересов, поэтому создается отдельный надзорный орган.

Подробности проверки банков — она будет включать исследование активов и оценочной стоимости финучреждений, их резервов для покрытия убытков и уровней капитализации — остаются неясными. Однако, как сообщала Financial Times в прошлом месяце, в фокусе будут четыре ключевые сферы активов: кредитование недвижимости, финансирование судостроительства, займы малому бизнесу и структурированные финансовые проблемы, берущие начало в докризисные годы.

Констансио был сдержан, не желая открыть слишком многое до выступления Драги, которое ожидается позднее в этом месяце, но ясно дал понять, что будут проверены индивидуальные риски каждого банка: «Мы испытаем различные типы классов активов. Конечно же, определим приоритеты в соответствии с ситуацией в каждой стране. Кое-где недвижимость представляет потенциально большие проблемы, чем другие классы активов. В других странах это кредиты на судостроение, и мы учтем это при определении размера и глубины наших испытаний».

Также цель проверки качества активов — согласование различных определений нево.чвращаемых кредитов на основе нового определения, подготовленного общеевропейским регулятором, Европейской службой банковского надзора (European Banking Authority, ЕВА). За тренировкой, в ходе которой будут установлены стандарты для банковских активов при новом регуляторном подходе, последуют стресс-тесты ЕВА. Затем данные о ситуации с капиталом банков будут опубликованы — правда, неизвестно когда. Констансио хотелось бы, чтобы это произошло, когда ЕЦБ официально получит полномочия банковского контролера еврозоны. К тому времени, предполагает он, Европейский стабилизационный механизм — фонд финансовой помощи евро-зоны — может укрепиться в качестве средства поддержки рекапитализации банков, которые не могут найти дополнительных денег.

В конце этого всего, рассказывает Констансио, ЕЦБ сможет представить новую модель оценивания финансового здоровья банков, построенную на основе американской рейтинговой системы CAMELS, которая учитывает мощность капитала, качество активов, качество управления, доходность, ликвидность и чувствительность к рыночному риску. У него не удалось выяснить, кто возглавит SSM. На прошлой неделе банк начал официальный проект найма сотрудников и надеется частично сформировать штат к концу года.