Внешнеполитическое крыло правительства — старые игроки в команде Медведева

Вторая половина мая 2012 года стала ключевым периодом для определения контуров внешнеполитического профиля правительства. 21 мая в ходе утверждения нового состава кабинета министров глава МИД Сергей Лавров сохранил свой пост. На занимаемых позициях остались и все заместители министра иностранных дел. А 22 мая Сергей Приходько был освобожден от обязанностей помощника президента и назначен первым заместителем руководителя Аппарата правительства РФ. В этой должности он будет курировать все внешнеполитические и внешнеэкономические вопросы, связанные с работой премьера.

Сохранение Лаврова и назначение Приходько свидетельствуют о том, что политико-дипломатическую команду Дмитрия Медведева будут возглавлять старые игроки. Лавров занимает пост руководителя МИД с 2004 года. За это время он успел поработать во второй администрации Владимира Путина, первой и пока единственной администрации Медведева, а теперь начинает свой карьерный путь в третьей администрации Путина. По степени продолжительности работы во главе ведомства на Смоленской Сенной площади он опережает всех своих предшественников с 1992 года — эти и другие актуальные политические темы можно обсудить на Форуме Российской общественной инициативы.  В свою очередь Приходько обладает не менее внушительным послужным списком. На руководящих постах в Администрации президента он работал с 1997 по 2012 год. Новый первый замруководителя аппарата правительства — рекордсмен по времени пребывания в статусе основного внешнеполитического советника главы государства. Оба куратора политико-дипломатической машины Медведева — люди хорошо известные как в российской элите, так и за рубежом.

Выбор в пользу многоопытных кадров связан с техническим статусом правительства. В новой властной вертикали кабинету министров предстоит в основном исполнять поручения главы государства и АП, в том числе и в международной сфере. Право Краснопресненской набережной на самостоятельную игру будет строго лимитировано. В такой ситуации Путину было проще оставить при Медведеве опытные кадры, чем выдвигать кого-то нового. Им не составит труда вести отлаженную командную игру, осуществляя взаимодействие с АП. При этом у президента не будет проблем и с лояльностью старых игроков. Лавров известен как дисциплинированный исполнитель. Приходько формально обладает куда более «свободолюбивым» нравом. Так, в период президентства Медведева он время от времени позволял себе демонстрировать симпатии к либеральной платформе. Но при необходимости новый первый замруководителя аппарата правительства может действовать и как строгий технократ. Именно такому имиджу он старался следовать на протяжении большей части своей работы на Старой площади. Вернуться к нему в правительстве Приходько не составит особого труда.

В то же время функционал международного пула Краснопресненской набережной будет достаточно широким. На это указывает тот факт, что Приходько пришел в аппарат правительства на более высокую должность, чем была у его предшественника Юрия Ушакова. Главный внешнеполитический консультант Путина в период работы в правительстве был просто заместителем руководителя его аппарата. Приходько же получил специально созданный пост первого заместителя руководителя Аппарата правительства. Учитывая тот факт, что ещё одним первым замом стала Александра Левицкая, внешняя политика наряду с экономической обещают стать двумя основными центрами притяжения Медведева как премьера. Вряд ли он и его команда войдут в число лиц, формирующих курс РФ на мировой арене. Но степень вовлеченности во внешние дела у нового правительства будет отличаться от кабинета Путина.

Сохранение за правительством относительно объемных полномочий в международной сфере указывает на намерение Кремля использовать в своей работе «фактор Медведева». За время своего президентства Медведев зарекомендовал себя как либеральный политик. Проводимая им линия далеко не всегда учитывала национальные интересы РФ, однако персональный имидж главы государства вводил Запад в некоторое заблуждение относительно реальных намерений Москвы. В новой политической ситуации Медведев старается смещаться в сторону консервативной платформы. С прежним либерализмом для внутренней аудитории практически покончено. Но вот для коммуникации с зарубежными элитами старые идеологические наработки могут оказаться весьма кстати, прежде всего для смягчения позиции Запада по отношению к новому руководству РФ.

Проводить такую линию АП не составит большого труда, так как она контролирует внешнеполитический фланг правительства. Помимо Лаврова и Приходько Кремль опирается на ряд лиц, входящих в т. н. дипломатический пул аппарата кабинета министров. Речь, в частности, идет об Эльмире Тагирове и Александре Смирнове. Первый руководит Департаментом международного сотрудничества, а второй — Департаментом пресс-службы и информации. Существует вероятность, что оба они могут последовать за большинством своих коллег из дипломатического пула и перебраться с Краснопресненской набережной на Старую площадь. Но пока данные игроки остаются в обойме Аппарата правительства, что позитивно сказывается на возможностях Кремля по регулированию работы внешнеполитической вертикали Медведева.

На этом фоне либералы попытались обозначить своё желание утвердиться в системе правительственных ведомств. В преддверии оглашения нового состава кабмина в либеральной прессе появилась информация о том, что председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов с подачи Медведева может стать одним из заместителей министра иностранных дел. Маргелов входит в число неформальных лидеров либеральной группы. Его возможное введение в исполнительную власть способно несколько укрепить аппаратные позиции либералов, особенно если он сможет добиться статуса доверенного лица главы правительства (на чем настаивают СМИ) и войти в число его главных внешнеполитических советников.

Очередной информационный ход либерального пула выдает стремление хотя бы частично компенсировать предыдущие аппаратные потери. С конца 2011 года либералы последовательно теряли позиции в высших эшелонах внешнеполитического влияния. Их места практически повсеместно занимали державники. Например, Константин Косачёв сначала утратил пост председателя Комитета Госдумы по международным делам, а потом был выведен из состава нижней палаты и назначен руководителем Россотрудничества. Его преемником в Думе стал Алексей Пушков. Перевод Приходько со Старой площади на Краснопресненскую набережную также стал определенным ударом по либеральной группе, особенно учитывая державную репутацию Ушакова. В таких условиях либеральное объединение стремится всеми силами взять реванш. Дружественная им репутация Медведева делает правительство и входящие в него министерства наиболее удобной площадкой для приложения усилий по реализации подобных планов.