Российско-Американское сближение и «Шпионский скандал»

27 июня 2010 года Министерство юстиции США и ФБР провели спецоперацию в ряде городов Соединенных Штатов. В результате указанных контрразведывательных мероприятий было задержано десять человек. Все они подозреваются в принадлежности к шпионской сети СВР в США. Ещё один возможный «агент российских спецслужб» был арестован на Кипре 29 июня по запросу США. Решение вопроса о его экстрадиции отложили, а его самого отпустили под залог в 26 тыс. евро. 30 июня полиция Кипра сообщила, что «потеряла» этого подозреваемого.

Операция по задержанию потенциальных разведчиков-нелегалов — знаковый шаг американских силовиков, направленный на демонстрацию их жесткости в отношении РФ. Несмотря на заметное сближение между Москвой и Вашингтоном, Минюст и ФБР пошли на резонансную акцию сразу же после завершения визита в Америку президента РФ Дмитрия Медведева. Показательным является и то, что трое подозреваемых были задержаны в Арлингтоне (штат Вирджиния) — пригороде Вашингтона, где 24 июня состоялся рабочий завтрак Медведева с президентом США Бараком Обамы. При этом американский лидер не мог не знать, что через несколько дней в этом городе будет проведена масштабная операция контрразведки. Выбором в пользу ланча в Арлингтоне он дал понять, что Белый дом располагает преференциальным правом по определению тональности и содержания отношений с Кремлем.

«Громкий» арест десяти вероятных нелегальных сотрудников СВР говорит о том, что США придерживаются жесткой линии по отношению к России, а уровень их сближения с РФ решающей роли не играет. Если кабинет Обамы посчитает, что доверительные контакты с Кремлем реально противоречат интересам его внутренней и внешней политики, эти связи будут свернуты в одностороннем порядке. Основным доводом в пользу смены модели поведения станет реальная обоснованность вызова, исходящего со стороны России. Операция 27 июня относится к подобным случаям. В руках ФБР оказались не только «муравьи» (мелкие фигуры, не осуществлявшие серьезной разведывательной деятельности — таковых оказалось только два), но и полноценные нелегалы с хорошо подготовленными персональными «легендами». Трое из них уже успели «расколоться» в ходе допросов. Один признался в том, что не является выходцем из Уругвая и активно сотрудничал с российской внешней разведкой. А двое других сообщили свои предположительные русские имена и фамилии, указав на то, что являются гражданами РФ. Все они занимались сбором политической информации.

Скандал с вероятными «нелегалами» СРВ говорит о том, что российско-американское сотрудничество оказалось приторможенным «шпионским скандалом». Пока это ещё не полноценное прекращение процесса нормализации двусторонних контактов. Речь идет лишь о паузе в рамках выстраивания конструктивного межгосударственного диалога. Однако в перспективе дело «арлингтонской десятки» может дать импульс для постепенного охлаждения отношений между РФ и США. Пока такой сценарий представляется наиболее вероятным. В случае, если даже несколько задержанных согласятся сотрудничать со следствием в обмен на гарантии безопасности для членов своих семей, ФБР сможет в достаточно сжатые сроки получить в своё распоряжение убийственные улики против остальных фигурантов дела. Легкость, с которой американские силовики извлекли информацию о русском происхождении двух из дести подозреваемых, является первым свидетельством подобного развития событий. Показательный судебный процесс по делу десятки сможет серьезно ослабить потенциал российских спецслужб на американской территории. Естественно, что Москва постарается ответить аналогичной «любезностью».

Несмотря на заявления в российских СМИ, операция Минюста и ФБР не преследует своей целью дискредитацию имиджа Обамы. Белый дом располагал всей информацией о ходе следствия. Решение о дате задержания потенциальных нелегалов принималось с прямого согласия президента США. Поэтому пробрасываемая идея «игры против Обамы внутренних недоброжелателей» не выдерживает никакой критики. Прежде всего, потому, что куратор операции генеральный прокурор Эрик Холдер является представителем ближайшего окружения американского президента. А его подчиненный, директор ФБР Роберт Мюллер не имеет отношения к политическим группировкам в Республиканской или Демократической партии. Оба они могли действовать только с прямой санкции Белого дома.

«Шпионский» скандал может серьезно ослабить персональный потенциал МИД РФ в Соединенных Штатах. По данным ФБР, большинство задержанных поддерживало связи с представителями российской дипломатической миссии при ООН. Идентификация сотрудников российского представительства в Нью-Йорке, контактировавших с вероятными разведчиками, проводилась при непосредственном участии Государственного департамента. В случае, если связи между потенциальными нелегалами СВР и МИД России будут доказаны, имидж ведомства Сергея Лаврова в США окажется заметно подпорченным. Под ударом может оказаться и сам глава российского внешнеполитического ведомства. Дело в том, что своё расследование ФБР начало в 2002-2003 годах, когда миссию РФ при ООН возглавлял именно Лавров. И более чем вероятно, что это его подчиненные активно контактировали с представителями «арлингтонской десятки».