Вера инвесторов в Азию испытывается по мере углубления кризиса

Вера инвесторов в Азию испытывается по мере углубления кризисаС утра до вечера брокерские компании заняты распечаткой графиков, демонстрирующих, что развивающиеся рынки Азии смогут пережить прекращение Федеральной резервной системой (ФРС) политики валютного смягчения — их нынешнее состояние гораздо лучше, чем в 1997 г. В тот год в Азии разразился финансовый кризис, начавшийся 2 июля с обесценивания таиландского бата.

Любимые финансистами графики показывают, что резервы в иностранной валюте стран, бывших шестнадцать лет назад полными неудачниками, вдвое превышают их краткосрочную задолженность. Благодаря стольобильным запасам на черный день, такие страны, как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Южная Корея, Таиланд (и даже, возможно, злополучная Индия), менее уязвимы — по крайней мере на первый взгляд. Но действительно ли регион будет так благополучен?

Из-за ожидаемого ужесточения политики ФРС в сочетании с замедлением роста в Китае уже появляются признаки проблем. Азиатские валюты, а также рынки облигаций и акций региона падают, приводя к ухудшению финансовых условий. При их падении возрастает стоимость капитала для домохозяйств, компаний и правительств, подвергается испытаниям качество инвестирования за последние несколько лет.

В сингапурском банке DBS, расширяющем свою кредитную деятельность в регионе, управляющие рисками проводят стрессовое тестирование выданных кредитов. Таким образом они хотят оценить, как их заемщики смогут противостоять этим более проблемным условиям, предполагая как минимум 10%-е падение местных валют. Некоторые аналитики считают это слишком оптимистичным. Например, Стивен Джен из SLJ Macro предполагает 15%-е падение многих местных валют при оттоке капиталас развивающихся рынков.

Замедление роста в Китае может быть хорошо для самого Китая, однако его соседям, чьи экономики зарабатывали на китайском спросе, в частности на сырье, это явно повредит. Очень пострадает, в частности, горнодобывающий сектор, то есть крупные угольные и железорудные компании в Австралии и Индонезии. Первые признаки проблем уже появились в Австралии, где валюта упала особенно резко. Инвестиционная фирма Farallon, сумевшая получить изрядную прибыль во время последнего финансового кризиса, уже проворно предложила финансовую помощь местной горнодобывающей компании Whitehaven. Австралийские чиновники мужественно говорят о более сбалансированной экономике, при которой производство будет выигрывать от ее слабости. Однако в ней заняты всего 16 млн человек (трудоспособное население), и их работа обходится дорого, так что эти заявления больше похожи на мечты. Тем временем многие хедж-фонды играют на понижение в Австралии. Возможно, они делают это в качестве прикрытия, поскольку настроены оптимистично по поводу Китая. Либо же, наоборот, они настроены пессимистично: доставка мебели из Китая, грузы из Китая, поставки Поднебесной в другие страны могут уменьшаться и считают Австралию жертвой этих прогнозов.

Очень хотелось бы верить, что регион извлек урок из шока 1997 г. Например, Южная Корея (где тот кошмар до сих пор называют кризисом МВФ) имеет значительное положительное сальдо счета движения капиталов и увеличила резервы в иностранной валюте. Однако зарубежные инвесторы в последнее время выводили средства из корейских акций и облигаций. Связано ли это с их обеспокоенностью, что Южная Корея пострадает от стремления Японии опустить иену относительно боны, а также от замедления Китая — самого крупного рынка для Южной Кореи? Или это потому, что южнокорейские ценные бумаги гораздо более ликвидны, чем прочие активы Юго-Восточной Азии, поэтому, сокращая свое присутствие в Азии, иностранцы начинают с нее? И так ли уж важна причина, если негативные эффекты от нее не зависят?

Уверенность в том, что нынешняя ситуация отличается от кризиса 1997 г. и более благоприятна для Азии, чем тогда, основывается, в частности, наубеждении, что в регионе сейчас меньше долларовых кредитов. Однако это мнение может не подтвердиться. Несколько месяцев назад мало кто ожидал, что ФРС будет публично размышлять об уменьшении поставок живительных легких денег на рынки, и еще меньше людей сейчас ожидают укрепления доллара.

По словам банкиров и инвесторов, некоторые компании, особенно частные, в таких странах, как Индонезия и Индия, начали брать долларовые кредиты, чтобы сэкономить на уплате процентов, и даже не хеджируют риски. А ведь именно это в прошлый раз принесло беды столь многим компаниям. А это значит, что ситуация может ухудшиться. Проблема со скрытыми кредитами в том, что рано или поздно они проявляются.