Азиатские предприниматели могут научить как следует передавать свою власть

Азиатские предприниматели могут научить как следует передавать свою властьВ Азии все больше фиксируется компаний, которые контролируются семьями. По некоторым данным, к такому типу компаний относятся не меньше половины зарегистрированных на бирже компаний.

Некоторые из них в последние годы привлекли всеобщее внимание, столкнувшись со щекотливыми и иногда болезненными проблемами успеха. Публичная семейная свара, вспыхнувшая в 2011 г. по поводу собственности миллиардера Стенли Хо, 91-летнего владельца казино из Гонконга, может служить ярким примером этого явления. Но на каждую такую историю найдутся другие — о плавном переходе управления к профессионально обученному молодому поколению, которое помогает управлять бизнесами, принадлежащими к числу самых успешных в регионе.

Во многих случаях эти молодые члены семьи — третье и четвертое поколения от патриарха-основателя — получили образование за границей, в лучших бизнес-школах США и Европы.

Многие также приобрели опыт работы в других компаниях, прежде чем присоединиться к семейному делу. «Есть множество хорошо образованных сыновей и дочерей, поднимающихся вверх по карьерной лестнице, которые стараются управлять этими бизнесами в более профессиональной манере», — говорит Стюарт Маккей, глава отдела рынков акционерного капитала Юго-Восточной Азии в UBS.

Равнение на Европу

Подразделения YTL Corporation, корпорации из Малайзии, чьи интересы охватывают коммунальное обеспечение высококлассных отелей, телекоммуникации и водный сектор, находятся под управлением детей Фрэнсиса Йео, сына основателя и управляющего директора компании. Джошуа Йео, 23-летний выпускник Кембриджского университета, является директором цементного бизнеса YTL, а его 28-летний брат Джейкоб, получивший диплом по электротехнике в Имперском колледже Лондона, — заместителем генерального директора YTL Communications, подразделения корпорации, занимающегося 4С-коммуникациями.

Подобная тенденция наблюдается и в некоторых семейных предприятиях США и Европы. Итальянской кофейной компанией Illy руководит Андреа Илли, представитель третьего поколения семьи. У него есть степень по химии, а также МВА.

Но другие семейные компании в конце концов приходится продавать. Семья, владевшая компанией по производству и продаже дорогой одежды, а также Пальто оптом из кашемира Loro Piana, за лето продала 80% компании французскому конгломерату LVMH, ссылаясь на то, что ей нужно было решить проблемы с наследованием и гарантировать, что итальянский производитель будет в руках сильных менеджеров.

В противоположность этому, многие младшие поколения азиатских семей видели, что им нужно диверсифицировать семейный бизнес, чтобы выжить. Например, сингапурская компания Eu Yan Sang, основанная в 1910 г., превратилась из вялого продавца традиционных китайских лекарств в международную компанию быстро растущего сектора «здравоохранение и здоровый образ жизни». Это изменение направления было реализовано одним из наиболее известных предпринимателей города-государства — Ричардом Эу, правнуком основателя компании. Когда он возглавил Eu Yan Sang в 1990-х, она приносила крошечную прибыль от нескольких магазинов в Сингапуре и Малайзии. В прошлом году чистая прибыль компании от продажи современных высокорентабельных продуктов составила 21 млн сингапурских долларов ($ 16,8 млн).

Другие используют возможности для регионального расширения, когда перерастают родные рынки. Некоторые предприятия также двигаются дальше в процессе диверсификации, покупая активы в США и Европе. В этом году Eu Yan Sang приобрела 22,5% акций Oriental & Western — производителя пищевых добавок и кремов против старения из Оксфордшира, Англия.

Существенная угроза — семейные распри

Тем не менее не все семейные предприятия, которым удается организовать плавное наследование, полагаются исключительно на более квалифицированных членов семьи. Многие нанимают на должности генеральных директоров, председателей советов правления или другие влиятельные посты посторонних, чтобы обеспечить эффективную работу компаний. Недавнее исследование Национального университета Сингапура показало, что более половины из 692 компаний, чьи акции торгуются на Сингапурской бирже (61% из них являются семейными), назначили управленцев со стороны на должности генерального директора или председателя совета директоров, отдав вторую должность представителю семьи. Более того, есть семейные предприятия, в которых бразды правления по наследству достались представителю младшего поколения, чей опыт инвесторы ставят под вопрос.

Предполагается, что пост руководителя южнокорейской Samsung Electronics — драгоценного камня в короне конгломерата Samsung — унаследует Ли Чжэ Ён, 45-летний сын патриарха Ли Кун Хи. Он получил образование за границей, но весь его опытуправления подразделением конгломерата ограничился недолго просуществовавшим отделом электронной коммерции более десяти лет назад.

Эксперты также предупреждают, что без надлежащих структур управления семейные предприятия могут пострадать от семейных распрей, особенно от дробления прав собственности между представителями младших поколений, — подчеркивает Марлин Дилеман, адъюнкт-профессор бизнес-школы Национального университета Сингапура.

«Если права собственности разделяются, в конце концов ни у кого нет настоящего контроля, а значит, трудно принимать решения, — говорит она. — Часто на эту опасность обращают внимание только тогда, когда уже возникли проблемы».