Иностранные инвесторы прячутся в Южную Корею и Мексику

Иностранные инвесторы прячутся в Южную Корею и МексикуИтак, вот памятка о том, куда следует инвестировать, когда ФРС угрожает свернуть свою сверхмягкую монетарную политику, а развивающиеся рынки ослабевают от нехватки жизненно важной ликвидности: когда рынки исправятся, инвестируйте в «Корексику».

Южная Корея и Мексика в последние месяцы были лучшими примерами стабильности среди развивающихся рынков по нескольким простым причинам: их экспорт нацелен на восстановление американской экономики, они не загребали дешевые деньги, предоставленные центральными банками, и не переживали кредитных бумов в течение последних двух лет.

Фондовые рынки в обеих странах пострадали вместе с остальными после того, как глава ФРС Бен Бернанке 22 мая впервые заговорил о сворачивании. Тем не менее они рухнули не настолько глубоко и восстановились гораздо сильнее.

Акции в Бразилии, Индонезии, Таиланде и Филиппинах сильно обвалились в конце июня и не испытали существенного подъема от недавних слабых экономических данных США, которые могли бы заставить отложить конец «количественного смягчения».

Корейский индекс KOSPI за последнюю неделю июня упал, самое худшее, на 11% и теперь на 1% выше, чем был в конце мая. Mexico упал не столь значительно, потеряв от силы около 6%. Сейчас он вырос на 2,5%.

Частично причина этого — в потоках денежных средств. И Корея, и Мексика поначалу пострадали от оттока на рынках ценных бумаг, но это длилось недолго. На мексиканских рынках в июне был отток в размере почти $ 4 млрд, но более $ 2 млрд вернулись в июле и августе. В Корее, где данные публикуются ежедневно, приток свыше $ 7 млрд с конца июня более чем восполнил отток $ 6,6 млрд в течение июня.

Более того, по словам Фреи Бимиш из Lombard Street Research в Гонконге, деньги, покинувшие фондовый рынок Кореи, не уходили из страны. «Когда началась истерия из-за сворачивания, иностранцы избавились от корейских акций также, как они поступали по всей Азии, — говорит она. — Но они вложили средства в корейские облигации. Потом, когда уменьшились опасения из-за сворачивания, они опять купили акции».

Так что же позволило этим рынкам сохранить привлекательность? Оба в значительной степени избежали актуальной для других развивающихся рынков проблемы дешевых денег. Что касается кредитов, соотношение банковского кредитования к ВВП в 86,5% в Корее может выглядеть большим, но это меньше, чем у многих азиатских соседей, и с 2009 г. оно снизилось на несколько пунктов, пока на других азиатских рынках был взрывной рост кредитования. В Мексике соотношение почти не изменилось, оставаясь на уровне около 20% от ВВП.

Фондовые рынки обеих стран также привлекли меньше дешевой наличности, особенно если сравнивать с головокружительно высокими показателями, достигнутыми в Филиппинах, Таиланде и Индонезии.

Южная Корея и Мексика подвержены воздействию восстановления США через экспорт. Более двух третей мексиканского экспорта направлено на север через границу. Корейского экспорта уходит в США только около 10%. Однако, несмотря на то, что Корея является в целом гораздо больше зависимой в отношении экспорта от Китая, на ее ключевые отрасли — производство электроники и автомобилей — больше влияния оказывают продажи в США, чем в Китае.

Как ни странно, благом для Кореи была Япония. Недавняя девальвация иены должна была ударить по корейской конкурентоспособности, но этого не произошло. «Японские компании были сосредоточены на восстановлении прибыльности, а не на повышении продаж», — говорит Джефф Шен, глава BlackRock по развивающимся рынкам.

Но не все так хорошо. Прежде всего, доходы в первом полугодии стали большим разочарованием. По данным Citigroup, почти половина корейских компаний не смогли оправдать ожиданий аналитиков, и менее 20% их превзошли — худший результат в Азии. В Мексике также половина компаний не подтвердили прогнозы и менее одной из 10 их превысили — худший показатель для Латинской Америки.

От Кореи инвесторы не ожидали ничего исключительного. Цена KOSPI в восемь раз больше ожидаемой прибыли, что является одним из самых низких соотношений в Азии и, по данным JPMorgan, находится на уровне ниже своего среднего значения за последние 10 лет. Рынок Мексики, напротив, один из наиболее дорогих в мире, там соотношение составляет 17, что существенно выше его среднего уровня. Он вполне может оказаться слишком опасным местом, чтобы там находиться.

Для обеих стран реальной помощью будет устойчивое восстановление США, которое еще далеко не очевидно. Наиболее привлекательными в ближайшие месяцы они, скорее всего, будут в качестве краткосрочного приюта от паники из-за сворачивания на других развивающихся рынках. Корексика — это скорее временное убежище, чем пункт назначения.