Кабмин хочет продать 100% акций «Лисичанскугля»

Кабмин хочет продать 100% акций «Лисичанскугля»Правительство внесло изменения в список шахт, запланированных к приватизации в 2012-2014 гг. Согласно постановлению Кабинета министров от 17 июля, которое недавно было обнародовано на его сайте, из перечня предприятий, запланированных ранее к приватизации, были исключены 11 шахт, занимающихся горным делом. В большинстве своем это незначительные с точки зрения объемов добычи угля предприятия: только 3 шахты из этих 11 добыли в 2012 г. более 100 тыс. т угля.

Исключены из списка на приватизацию также три шахты, входящие в состав ПАО «Лисичанскуголь»: «Шахта им. Г. Капустина», «Привольнянская» и «Новодружевская». Однако этим же постановлением Кабмина в список было включено все объединение «Лисичанскуголь», которое сейчас имеет статус публичного акционерного общества.

Примечательно, что в состав «Лисичанскугля», помимо трех вышеупомянутых шахт, входит также «Шахта им. Мельникова», которая обеспечивает основную долю добычи угля: если три исключенные из списка шахты в 2012 г. добыли вместе 126 тыс. т угля, то «Шахта им. Мельникова» — 534 тыс. т. На этом предприятии также самый значительный прирост добычи: для сравнения, в 2011 г. шахта добыла 302 тыс. т угля.

Однако на балансе «Лисичанскугля» сегодня не только угледобывающие предприятия, но и шахто-строительное управление, информационно-вычислительный центр, автобаза и объекты социальной сферы.

Туманная перспектива

Генеральный директор «Лисичанскугля» Валерий Ковшарь рассказал, что запланированный к продаже пакет акций общества в 100% включает все четыре угледобывающих предприятия, но затруднился объяснить, как именно будет проходить приватизация в будущем.

Он напомнил, что ранее правительство инициировало процедуру передачи шахт в концессию, которая могла коснуться и лисичанского предприятия. «Вероятно, концессия сейчас стала не очень актуальной. Ничего более конкретного не могу сказать», — сказал Ковшарь. Он также отметил, что потенциальные инвесторы, которые изучали бы шахты предприятия на предмет их приватизации, интереса не проявляли.

История вопроса

Еще в 2010 г. Министерство угольной промышленности ставило вопрос о приватизации угольных предприятий в зависимости от их инвестиционной привлекательности. В частности, в июле того года Минуглепром разделил шахты на три группы: инвестиционно привлекательные, способные быть инвестиционно привлекательными при определенных условиях и подлежащие ликвидации.

В список привлекательных шахт попала и «Шахта им. Мельникова», все остальные — в список потенциально привлекательных. При этом в предыдущую редакцию списка шахт, подлежащих приватизации, входили три шахты объединения из второй группы, и отсутствовала крупнейшая, считавшаяся более привлекательной.

Против продажи шахт по отдельности резко выступили профсоюзы, поскольку персонал угольных предприятий, неинтересных инвестору, вероятнее всего, ожидало бы увольнение после их закрытия. Председатель Лисичанской территориальной организации профсоюза работников угольной промышленности Владимир Иванишин сказал, что решение Кабмина об изменениях в планах приватизации «Лисичанскугля» было несколько неожиданным для предприятия. «У нас даже не все об этом знают», — отметил он.

По словам Владимира иванишина, флагман объединения — «Шахта им. Мельникова» — обеспечивает высокие объемы добычи угля, поскольку в нее в последние годы вкладывались инвестиции. В последние несколько лет на этой шахте открывались новые лавы и закупалось оборудование, но это стало возможным после привлечения кредита в размере $ 85 млн (под 7% годовых до 2020 г.), который выделил Государственный банк развития КНР. По мнению Иванишина, все шахты «Лисичанскугля» перспективны, имеют запасы угля и при условии вложения инвестиций могли бы работать рентабельно не менее 30 лет.

Не лучшее время

Опрошенные эксперты подтверждают, что процедура продажи угольных предприятий одного объединения по отдельности чревата сложностями. «Если продавать по одной шахте, это ведет к конфликту с коллективами, которые оказываются в неперспективных предприятиях. Таким шахтам одна дорога — на ликвидацию, а шахтерам — наувольнение», — сказал источник в одной из угледобывающих компаний. Кроме того, в состав крупных объединений входят технологические и сервисные подразделения, обслуживающие все шахты, входящие в компанию, что осложняет их реорганизацию.

Стоит также учесть, что наиболее перспективные шахты уже раскуплены инвесторами, поэтому вряд ли кому-то будет интересно убыточное предприятие: по данным «Лисичанскуголь», его выручка за 2012 г. составила 138,5 млн грн, тогда как себестоимость реализованной продукции — 238,9 млн грн. И, наконец, ситуация на угольном рынке в 2013 г. с падением спроса и цены на продукцию — едва ли оптимальный момент, чтобы оценивать инвестиционную привлекательность активов отрасли. Даже наиболее эффективные шахты, не входящие в состав энергетических или металлургических холдингов, испытывают существенные сложности со сбытом угля.