ЕС собирается поддержать владельцев банковских депозитов

ЕС собирается поддержать владельцев банковских депозитовНесмотря на предостережения Британии о том, что особое отношение приведет к искаженному воздействию на финансирование банков, Европа приблизилась к повышению приоритетов выгодных вкладов крупных незастрахованных депозиторов перед акционерами при распределении потерь среди кредиторов развалившегося банка. В своем основном выступлении во время встречи министров финансов ЕС Вольфганг Шойбле, министр финансов Германии, выразил обусловленную поддержку компромисса «преимущества депозиторов» — незастрахованные депозиты будут страдать в последнюю очередь.

Его частичная поддержка повысила вероятность того, что депозиты в Европе станут безопаснее облигаций — этого шага требует Европейский центральный банк для предотвращения повторения кипрской схемы.

Реформа, предполагающая возложение долгов банка на кредиторов вместо доения налогоплательщиков, вызревает уже почти четыре года Однако министры финансов все еще не пришли к согласию относительно ключевых деталей, включая сроки и размер допустимых изменений со стороны национальных органов. Некоторые страны, включая Британию и Данию, возражают против преференций для депозитов свыше € 100 тыс. Они считают, что это повысит стоимость финансирования банков и ослабит стимулы к приобретению облигаций. Франция и Испания, в то же время, предпочитают освобождение депозиторов в том или ином виде.

«Не следует отягощать незастрахованных депозиторов, мы должны быть осторожны, чтобы не создать извращенные стимулы», — сказал Джордж Осборн, канцлер казначейства Великобритании. Вспоминая Кипр, он добавил: «Довольно много депозиторов были российскими фиктивными компаниями. Мы действительно хотим защитить их, а йе кипрские пенсионные фонды, вынужденные выкупить долги банков?».

В то время как Шойбле по-прежнему предпочитает равное отношение ко всем кредиторам и все еще имеет оговорки относительно того, как преимущественность депозиторов сочетается с законодательством о банкротстве, дипломаты говорят, что его готовность к компромиссу может изменить ход дебатов. Министры стремятся прийти к соглашению до июня. В результате чрезвычайно сложных переговоров страны могут получить довольно разные схемы выполнения обязательств перед кредиторами в зависимости от обстоятельств кризиса.

Критики считают, что неопределенность законодательства относительно иерархии вовлечения в распределение потерь продлит период охлаждения на рынках финансирования банков и повысит затраты.

Однако исследование Европейской комиссии обнаружило, что недостатки предпочтения депозиторов были слишком преувеличены, принимая во внимание эффект финансовой стабильности. Мишель Барнье, еврокомиссар по внутреннему рынку, сказал: «Опасения относительно резкого увеличения затрат на финансирование в действительности недостаточно обоснованы».

Призыв Германии, Нидерландов и ЕЦБ перенести принятие правил реструктуризации задолженностей с 2018 на 2015 г. не было поддержано большинством. Сторонники говорят, что этот инструмент является значительной помехой для ЕЦБ как единого банковского контролера, а испытывающие экономические трудности страны еврозоны опасаются, что он отпугнет инвесторов.

Пьер Московией, министр финансов Франции, сказал: «Думаю, подавляющее большинство предпочитает введение в 2018 г. Это потребует значительных изменений, и их не следует торопить». На Британию также оказывают давление относительно учреждения автономного фонда урегулирования, на сумму €9 млрд или больше. Осборн считает такой шаг «абсолютно бесполезным» для стран с крупным банковским сектором.

«На создание фонда такого размера, который потребуется для работы с одним из наших банков, уйдут годы, если вообще удастся этого достичь», — сказал министр.