Дубай стал перевалочным пунктом для инвестирования в Африку

ДубайДубай стал окном в мир для производителей чая, совместно владеющих компанией Kenya Tea Packers. Они пытаются увеличить экспорт продукции своего
предприятия на востоке Африки. Компания провела первый 22-тонный груз через порт Джебель-Али в эмирате в марте прошлого года и хочет использовать город-космополит, чтобы продавать свой товар во всем Персидском заливе и в дальнейшем.

«Мы считаем, что Дубай — это большой супермаркет, — заметил управляющий директор Kenya Tea Packers Коллинз Черуйот. — Это возможность дать попробовать наш продукт людям из разных стран. При этом нам не нужно заниматься прямыми поставками». Его логика — пример того, как Дубай стал перевалочным пунктом для инвестирования в Африку и из нее. В региональных играх за власть эмират показал, что его влияние на коммерческие потоки за пределами западного мира растет.
Деловые люди Персидского залива используют Дубай как базу, открывающую доступ к возможностям по всей Африке в разных секторах — от логистики до телекоммуникаций. При этом воздушные связи города, экспортно-импортная деятельность и слабо регулируемые свободные экономические зоны притягивают предпринимателей из Африки.

Активно развивающееся сотрудничество восстанавливает тесные общественные и торговые связи, существовавшие тысячи лет, но разрушившиеся за последнее столетие из-за конфликта в Африке и интереса богатого нефтью Персидского залива к Европе и США. Сейчас, когда западный мир испытывает финансовые сложности, а Азия и Африка на подъеме, Дубай от этого выигрывает.

«Мы четко видим, что успех ОАЭ также зависит от здорового и продолжительного роста стран Африки», — сказала Рим аль- Хашеми, отвечающая в правительстве Дубая за международную политику, на конференции в эмирате в этом месяце. Слоганом конференции было «Дубай — ворота в Африку».

Дубай стал одним из основных перевалочных пунктов для расширения коммерческой деятельности стран Персидского залива в Африке. Ежегодные объемы торговли между эмиратом и континентом выросли до 109 млрд дирхамов ($ 30 млрд) в 2012 г., что на 27% больше, чем в предыдущем году.

Хотя эти потоки большей частью сосредоточены в нескольких секторах — нефтепродукты идут из залива в Африку в обмен на другие полезные ископаемые, — инвестиционная картина стала намного шире. Некоторые ведущие иностранные инвесторы во многих африканских странах, например, портовый оператор DP World и телекоммуникационная компания Etisalat, происходят из Дубая или других эмиратов ОАЭ.

Частично привлекательность Дубая заключается в сети его авиалиний — Emirates, — которые совершают прямые рейсы в 21 страну Африки и связывают их с остальной Азией. Сибель Юджель, руководитель турецкой компании Karpower International, поставляющей ветряные электростанции в страны Африки, включая Танзанию, Гану и ЮАР, недавно переехала в Дубай, чтобы пользоваться трансконтинентальными транспортными возможностями. «Из Стамбула это сложно, — сказала она. — Но Emirates летают повсюду, это удобно».

Свободные зоны Дубая, позволяющие легко создавать компании и обеспечивающие налоговые выгоды, сделали его привлекательным для некоторых африканских бизнесменов. Торговая палата Дубая, по ее данным, с 2008 г. удвоила количество членов из Африки, до 6 тыс. Критики считают, что модель laissez-faire (невмешательства) Дубая имеет и темную сторону. Эмират стал крупнейшим направлением экспорта алмазов из Зимбабве, где уже 33 года царит режим Роберта Мугабе. Объемы поставок с 2008 по 2011 г. увеличились в 250 раз. После мобильных телефонов алмазы являются вторым по объему реэкспортным товаром, проходящим через таможню Дубая.

И хотя эмират является важным источником денежных переводов домой от работников из Африки, он, как и другие города Персидского залива, борется с проблемой торговли людьми. В прошлогоднем отчете Госдепартамент США поставил ОАЭ во вторую из трех групп стран по активности борьбы с торговлей людьми. Но хотя Черуйот, управляющий директор Kenya Tea Packers, говорит, что предприятие его компании в Дубае работает не без проблем — частично из-за усиления дирхама ОАЭ относительно кенийского шиллинга, — он все-таки рад быть в эмирате. Дубай, Считает он — это центральная точка, в которой пересекаются многие компании.