Протестующие сошли с паромов на азиатской стороне Босфора в середине дня , размахивая турецкими флагами под гудки проезжающих автомобилей. Втолпе, которая шла через район Бешикташ, направляясь к центральной площади Таксим, были женщины в платках и бородатые мужчины. Но, как и на более масштабной демонстрации, состоявшейся днем ранее, большую часть идущих составляли молодые турки-секу-ляристы — бизнес-консультанты, специалисты по корпоративным финансам, ученые и юристы.
Их слова, обращенные к Реджепу Тайипу Эрдогану — премьер-министру Турции с исламистскими корнями, правящему страной уже 10 лет, — это смесь недовольства и надежды.
Читателю на заметку: интернет-магазин климатического оборудования КлиматПрофи (http://klimatprofi.com.ua/) предлагает широкий выбор кондиционеров в Одессе от лучших мировых производителей за приемлемую цену. Одесса расположена в такой жаркой климатической зоне, что кондиционер в этом городе необходим в каждый дом.
«Мы не думаем, что он уйдет в отставку только потому, что мы этого хотим, — сказала Берна, студент докторской программы, надевшая очки, чтобы защититься от слезоточивого газа. — Знаем, что мы в этой стране сейчас в меньшинстве, но хотим, чтобы он уважал и меньшинство». С тех пор, как премьерская Партия справедливости и развития пришла к власти в 2002 г., турецкие секуляристы с опаской смотрели на Эрдогана. Стамбульские белые воротнички годами жаловались в кафе на «культурные войны» и постепенную исламизацию.
Но в эти выходные неудовлетворенность выплеснулась на улицы. «Все более деспотичное правление» Эрдогана, как его называют критики, столкнулось с широкомасштабным сопротивлением. Все началось с небольшого протеста против планов по строительству торгового центра на месте парка Таксим-Гези — небольшого зеленого участка на краю площади Таксим. Но вскоре события вышли далеко за его рамки.
Использованный полицией в пятницу против мирного протеста слезоточивый газ был воспринят как доказательство авторитаризма Эрдогана. Но все выходные демонстранты — большей частью секуляристы — бастовали из-за того, что они считают атакой на их образ жизни. «Проблемы накапливались, и парк Таксим-Гези стал последней каплей. Дело было уже не в деревьях… Я надеялся, что премьер-министр поймет: действовать нужно аккуратно», — сказал бывший депутат правящей партии Суат Киниклиоглу.
Среди других вопросов, вызывающих споры в обществе, — закон, ограничивающий употребление и рекламу алкоголя, и принятое на прошлой неделе решение Эрдогана назвать новый мост через Босфор именем султана, который основал Османскую империю и преследовал алевитов — турецкую религиозную общину. Эти действия контрастируют с компромиссными поступками премьера в других сфеpax. Например, он начал процесс мирных переговоров с Рабочей партией Курдистана. Также есть предположения, что он оставит планы по учреждению более влиятельной должности исполнительного президента.
Сторонники премьер-министра говорят, что закон против алкоголя должен был улучшить состояние здоровья населения. За 10 лет при власти, говорят они, турецкий лидер доказал, что не собирается предпринимать действий по внедрению исламских законов. Эрдоган, похоже, понял суть проблемы. Когда протестующие прошли в воскресенье мимо его офиса в Стамбуле — через участок, на котором всего несколькими часами ранее происходили жестокие столкновения, — за ними следила всего лишь одна полицейская машина.
Самой большой уступкой стало то, что Эрдоган вечером в субботу отозвал полицию с площади Таксим, хотя обещал держать ее там. Для демонстрантов это стало редким доказательством того, что трижды избранного премьер-министра можно побороть.
Приказ об отступлении полиции появился после того, как вмешался президент Турции Абдулла Гюль — человек, который хоть и является вместе с Эрдоганом основателем частично исповедующей исламистские ценности Партии справедливости и развития, но считается более мягким политиком. По словам хорошо осведомленного источника, Гюль в серии телефонных звонков сказал премьер-министру, мэру Стамбула и губернатору провинции Стамбул, что накопленную «негативную энергию» нужно выпустить, чтобы избежать более серьезных столкновений.
Отступление полиции ослабило общественное напряжение, но кризис не закончился. Протестующие обещают оставаться на площади Таксим, а столкновения полиции и демонстрантов в других местах продолжаются. В Стамбуле митингующие несли с собой молоко и лимоны, чтобы облегчить состояние при воздействии слезоточивого газа. Для них выступления против застройки парка превращаются в общественно-политическое движение.
«Конечно, премьер-министр не уйдет в отставку, и возможно, они даже построят в конце концов торговый центр в парке, — сказал бизнес-консультант по имени Эрхан, участник протеста. — Но люди теперь знают, что у них есть власть, что они могут выйти на площадь, что-то изменить и что-то сказать. Это наше достижение».