Многостороннее измерение постсоветского курса — оборона и политика

Середина мая 2012 года ознаменовалась активностью России на постсоветском треке. 15 мая в Кремле прошла сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Мероприятие было посвящёно 20-летию подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летию создания блока. Центральной темой встречи стало обсуждение проблем в области политики и безопасности на территории бывшего СССР. Кроме того, участники сессии уделили внимание развитию коллективных структур организации. По итогам саммита была принята Декларация глав государств — членов ОДКБ. В тот же день в Кремле состоялось неформальное заседание Совета глав государств Содружества независимых государств (СНГ). Никаких предметных решений по итогам встречи принято не было.

Саммиты ОДКБ и СНГ явились для Владимира Путина статусным внешнеполитическим дебютом. До встреч в Кремле он провел два политико-дипломатических мероприятия, подразумевавших прямой контакт с зарубежными лидерами. Речь идет о встречах с президентами Абхазии и Южной Осетии, состоявшихся в Сочи. С Александром Анквабом Путин встретился 11 мая, а консультации с Леонидом Тибиловым прошли 12 мая. Но данные переговоры носили сугубо рабочий и во многом «полевой» характер. Они прошли в рамках поездки российского лидера в Сочи. В Москве же мероприятия имели подчеркнуто самодостаточный характер и проводились в куда более официозном формате. Особенно это касается юбилейной сессии ОДКБ.

Выбор постсоветских межгосударственных структур для первого политико-дипломатического шага главы государства подчеркивает их высокую значимость для внешней политики Кремля. Выбрав ОДКБ и СНГ, Путин де-факто дал понять, что при реализации своей линии на международной арене он будет отталкиваться от результатов коллективного согласования позиций со своими партнерами из числа государств «ближнего круга». Причем «постсоветское видение» будет использоваться преимущественно в рамках работы российских делегаций в глобальных наднациональных структурах. Так, вслед за встречами в Кремле последовала поездка главы правительства РФ Дмитрия Медведева в США для участия во встрече на высшем уровне «Группы восьми». А в июне уже Путин проведет саммит Россия — Европейский союз в Санкт-Петербурге. В рамках обоих мероприятий руководство РФ постарается учитывать, в том числе, и точку зрения, выработанную совместно с постсоветскими государствами на майских встречах ОДКБ и СНГ.

При этом в персональном регистре ОДКБ представляет для Кремля всё более возрастающий оборонный интерес. Сессия ОДКБ была посвящена обсуждению вопроса об укреплении военной составляющей блока. Предполагается, что силовой ресурс может быть использован как в регионах потенциальных конфликтов на постсоветском пространстве, так и для урегулирования кризисных ситуаций внутри государств объединения. Не случайно, что в итоговой декларации ОДКБ подчеркивалось, что его участники намерены «усилить реагирование на вызовы и угрозы», с которыми сталкиваются в последнее время. Регионами повышенного внимания блока в рамках его зоны ответственности обещают стать Центральная Азия и Кавказ. Под это уже верстаются перспективные военные планы объединения. Так, в начале сентября с.г. в Армении должны пройти учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ «Взаимодействие-2012».

Субъектный смысл СНГ сводится к поддержанию политического диалога с большинством постсоветских государств. Какое-то сугубо прикладное значение, прежде всего, в сфере экономики, эта организация в настоящее время фактически утратила. Не случайно, что в период финансово-экономического кризиса участники объединения ограничили выработку совместных мер по преодолению его негативных последствий сугубо формальными договоренностями. Наращивание антикризисного потенциала СНГ особых успехов не дало. Так, в октябре 2011 года члены Содружества подписали Договор о зоне свободной торговли, но к настоящему времени его ратифицировала только РФ. Другое дело, что с сугубо политической стороны альянс весьма полезен. Он предоставляет Кремлю дополнительный канал для прямого контакта с лидерами бывших республик СССР по актуальным вопросам. На площадке СНГ руководство РФ способно осуществлять предварительное обсуждение своих инициатив, которые в последующем могут быть актуализированы на двустороннем уровне или в формате таких куда более прикладных объединений, таких как ОДКБ или Таможенный союз.

Возможностями СНГ как институционального «прикрытия» своей политики Москва воспользовалась и на этот раз. Неформальный саммит выступал в качестве дополнения к сессии ОДКБ и не имел фиксированной повестки дня. Но проведение данного внеочередного мероприятия позволило команде Путина оценить настроения президентов целой группы постсоветских стран, не входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Речь идет о президентах Украины Викторе Януковиче, Азербайджана Ильхаме Алиеве, Молдавии Николае Тимофти и Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедове. Формально выделенная встреча была проведена только с одним из них — Януковичем. Но на деле Путин смог пообщаться и с другими политиками, представляющими страны «ближнего круга», но находящимися за пределами ОДКБ. Это позволяет Кремлю уже сейчас приступить к определению контуров своей новой политики в отношении данных субъектов. Получается, что со своей коммуникативно-политической задачей саммит Содружества в целом справляется.

В отличие от других составляющих внешнеполитического аппарата, постсоветская вертикаль полностью адаптирована к запросам Путина. Практически все основные назначения в ней уже произведены. Причем основной акцент был сделан на механизме президентской дипломатии, которому предстоит стать главным средством разработки и осуществления курса РФ на треке. Куратором направления с правом выхода на Путина выступает руководитель Администрации президента (АП) Сергей Иванов. Его правой рукой является начальник Управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов. От МИД трек курируется статс-секретарем, заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным. Не случайно, что Чернов и Карасин отвечали за подготовку сочинских встреч Путина с президентами Абхазии и Южной Осетии. При необходимости в работе на треке участвуют Юрий Ушаков и министр иностранных дел Сергей Лавров.