Почему нами правят лжецы

Почему нами правят лжецыМеняются правительства, меняются президенты, но неизменной остается привычка власти рассказывать народу басни — так же как и привычка народа воспринимать ложь власти как должное.

Три сообщения из хроники последних двух месяцев выглядят забавно, если поставить их рядом. 25 февраля: Госстат сообщил, что в январе сумма долгов по зарплате выросла на 12,5% — с 894 до 1005 млн. грн. 20 марта: премьер Николай Азаров лично распространил сообщение с заголовком: «В Украине существенно сократилась задолженность по зарплате». 25 марта: Госстат сообщил, что в феврале сумма долгов по зарплате выросла еще на 9,7% — до 1103 млн. грн.

Формально Николай Янович почти не соврал. В упомянутых данных Госстата говорится о росте долгов в 2013 году, а премьер рассказал о сокращении задолженности в течение 2010–2012 годов. Однако приведенные им цифры, мягко говоря, неправдивы. В сообщении Азарова утверждается: «На 60,7 процента снизилась задолженность по заработной плате в Украине за последние три года — таковы данные Госслужбы статистики». Хотя на самом деле, по информации Госстата, в течение 2010–2012 годов зарплатные долги сократились не на 60,7%, а на 39,3% (с 1473 до 894 млн. грн.). Чиновники правительственного секретариата, которые готовили эту информацию, очевидно, просто не сильны в арифметике.

Но не это забавно, а то, что в то время, как в стране растет сумма задолженности по зарплате и это почувствовали на себе десятки тысяч семей, глава правительства не стесняется объявлять народу, что, оказывается, задолженность сократилась. Похоже, Николай Янович считает, что с нашим народом именно так и нужно поступать. Это в Европе политики боятся обвинений во лжи, дезинформации и передергивании фактов. А в Украине, кто лучше соврал — тот и молодец.

Конечно, не нынешняя власть установила эту традицию. Было пресловутое тоталитарное прошлое, которое привило украинцам не только привычку к тому, что власть лжет, но и привычку оправдывать власть. В 1986 году взорвался Чернобыль, а через несколько дней киевлян погнали на первомайскую демонстрацию, однако народ не взбунтовался даже после того, как понял, что от него скрывали правду о масштабах аварии. Тогда эффективно сработали кагэбисты, распространив по Киеву «мнение» о том, что сразу после взрыва сказать правду было невозможно, так как возникла бы паника, которая могла бы привести к массовым жертвам.

Кто заплатит за ложь

То, как реагировали премьер Николай Азаров и столичный градоначальник Александр Попов на недавний аномальный снегопад, показало, что к борьбе с природными катаклизмами Украина не готова. А тот факт, что МЧС реорганизовали в госслужбу и передали в подчинение Минобороны, ситуацию не изменил и изменить не мог. Ни техники, ни людей больше не стало. Жители столицы и других крупных городов в одночасье не расстались с вынужденной привычкой парковаться у обочин, поскольку паркингов у нас как не было, так и нет. Да и новую супертехнику для ЖЭКов никто и не собирался закупать. Зарплату коммунальщикам тоже не повысили, так что стимул для круглосуточной работы у них отсутствует. Другой вопрос: почему никто из чиновников не готов честно это признать. Вероятно, потому, чтобы не оказаться крайним.

Нетрудно понять, почему привычка оправдывать власть сохранилась в России. Там общество вернулось в состояние, в котором жило семь десятилетий советской власти: всевозможные внешние враги и неприятели хотят навязать стране чуждые ей ценности, а власть противостоит этим попыткам, и если она кое в чем лжет или же скрывает правду — значит, так лучше для государства. Но украинское общество в эту схему не укладывается.

Возможно, украинцы склонны оправдывать власть и прощать ей ее ложь, потому что сами не без греха. Возьмем, к примеру, истории с липовыми дипломами чиновников — что при президенте Ющенко, что при президенте Януковиче. Украинцы знают, что диплом о высшем образовании можно купить, так же как привыкли к тому, что школьники списывают друг у друга, родители платят учителям детей за хорошие оценки, а для поступления в вуз на бюджет нужна взятка. Возможно, поэтому уличенные чиновники не испытывают стыда и не подают в отставку (если их не заставит высшее начальство) — ведь они поступили так, как поступил бы любой, кому срочно «для дела» нужен диплом. И ложь об успехах в экономике украинцы, возможно, прощают власти потому, что сами не прочь получать зарплату «в конвертах», минимизировать налоги, пользоваться липовыми льготами и т.п.

Однако и это объяснение не вполне годится. Ведь власть обманывает не кого­то, а нас самих. Поэтому, чтобы прощать и оправдывать власть, нужны две иллюзии: во­первых, нужно считать эту власть своей и, во­вторых, нужно верить, что она старается обмануть не «своих», а «чужих». В Украине разделение на «своих» и «чужих» особенно сильно по региональному признаку. В 2005 году чувствовала себя победительницей одна половина Украины, в 2010 году — другая, и каждая проявила готовность не замечать и прощать ложь «своей» власти. Тут следует напомнить, что президентство Виктора Ющенко началось с того, что он так и не подписал ни одного из тех «первых десяти указов», которые были обещаны им осенью 2004 года. «Оранжевая» половина Украины предпочла не заметить этого обмана, а «бело­голубая» половина и не верила в его обещания. Через пять лет история фактически повторилась, только в зеркальном отображении.

Поэтому, когда Николай Азаров в разгар роста зарплатных долгов вдруг заявляет, что задолженность по зарплате сократилась, — это не значит, что он желает нас позабавить. Он просто хочет выглядеть молодцом перед «своими» и рассчитывает на то, что они посчитают его заявление достойным ответом на злобные нападки «чужих».